Ещё о PowerPointе в армии
Apr. 29th, 2010 11:42 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Ещё одна статья про PowerPoint и армию в New York Times. В общем то же, о чем писали и ранее (1, 2). Генералы говорят, что PP оглупляет, втискивая мир в жесткие рамки bullet points, подавляя критическое мышление и дискуссии. Отмирает умение писать и читать аналитические записки. Чтобы показать нелепость ситуации, автор предлагает представить себе юристов, предъявляющих аргументы Верховному Суду в виде слайдов. Боюсь, однако, что это может оказаться не шуткой в недалеком будущем.
Нас сделал людьми переход к вербальному мышлению и общению - рассуждениям, аргументам, доказательствам, - в общем, словам, словам, словам. Это произошло относительно недавно, и обратный переход к невербальному или "маловербальному" общению ("Что мне твои зюйд-зюйд-вест? Ты рукой покажи!") всегда соблазнителен. Слова, если они и остаются, при этом перестают быть средством передачи мысли, а становятся средством оглупления (в статье говорится, что брифинги для прессы с PowerPointовскими слайдами в армии называют "сеансами гипноза для кур", "hypnotizing chicken").
Комментарии читателей подтверждают, что болезнь эта есть не только у
Вооруженных Сил, но и широко распространена среди инженеров,
финансистов, фармакологов, преподавателей. Мне особенно понравился вот
этот комментарий: PowerPoint slides are the symptom. The real
problem is the ubiquitous "bullet point," whether on a slide or in
other information formats. As a technical and medical writer for many
years, I have been fighting the replacement of the sentence as the
unit of thought with the structureless syntax of the bulleted
list. The severity of the problem is doubled for every layer of
bullets under bullets under bullets. My advice to anyone who wants to
write intelligibly in the corporate world (and, apparently, the
military as well): write in sentences and short paragraphs; then, when
you're finished, reformat the text with bullets more or less at
random.
(Maggie Norris).
Неумение писать (и читать!) предложениями - и шире, неумение последовательно мыслить и понимать последовательное мышление.
bullet points
Date: 2010-04-29 04:34 pm (UTC)Re: bullet points
Date: 2010-04-29 04:40 pm (UTC)А потом они пойдут нас лечить...
Re: bullet points
Date: 2010-04-29 04:44 pm (UTC)У этих студентов нет времени быть функционально грамотными (здесь следует длинное ворчание о том, насколько загнанность здешних студентов-медиков реальна, а насколько - внушается им же окружающей средой; это тема отдельного поста), и первое, что они приучаются делать - оптимизировать время, необходимое для поглощения информации. Для вызубривания выжимки текста действительно удобнее, когда пункты зубрежки перечислены в столбик. Возможно, к последнему курсу они уже и не способны читать текст в строчку, но на первом курсе, наверное, они еще могут - но уже знают, что в столбик чуть-чуть эффективнее (для зубрежки, не для медитации). Так что это адаптация под задачу, не более.
Re: bullet points
Date: 2010-04-29 04:48 pm (UTC)Я вовсе не обвиняю студентов - сама система настроена именно под зубрежку bullet points, ты абсолютно права. Другое дело, что результат мне не очень нравится.
Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:Re: bullet points
From:вы к нам надолго?
From:Re: вы к нам надолго?
From:Re: вы к нам надолго?
From:Re: вы к нам надолго?
From:Re: вы к нам надолго?
From:Re: bullet points
From:no subject
Date: 2010-04-29 04:42 pm (UTC)скорее так – нас сделал людьми мыслящими переход к структурированному вербальному мышлению и общению – рассуждениям, аргументам, доказательствам, грамотно разбитым на логические элементы (т.е. использование тех самых bullet points – очень хорошая практика).
no subject
Date: 2010-04-29 04:50 pm (UTC)no subject
Date: 2010-04-29 05:24 pm (UTC)ПС.
"примитивная" – не значит "неэффективная"
за слайды
From:Re: за слайды
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-04-29 06:19 pm (UTC)no subject
Date: 2010-04-29 06:25 pm (UTC)ну обычный разговорный язык и впрямь иногда создает проблемы с логикой – например, табличка "Вход с собаками и мороженным запрещен" подразумевает "Вход с собаками и/или мороженным"
и еще
Date: 2010-04-29 04:51 pm (UTC)http://bestsmiles.net.ru/article3.htm
имхо, неприятие bullet points из той же категории
Re: и еще
Date: 2010-04-29 05:26 pm (UTC)а еще экономили бумагу
судя по всему, некоторые продолжают экономить до сих пор ...
Вы не будете спорить тем, что текст с пробелами читать удобнее, чем без них?
Re: и еще
Date: 2010-04-29 06:39 pm (UTC)Как вам заметили выше (а вы проигнорировали), способ подачи информации влияет на содержание текста. Да, письмо с пробелами убивает возможную игру слов и влияет на художественное оформление рукописи, но это влияние пренебрежимо - по сравнению с пользой пробелов. К тому же не забывайте, что и пробелы, и знаки препинания, и нумерацию страниц - все это нужно было изобрести и внедрить.
Если в уже готовом тексте произвольно расставить буллеты, он, возможно, будет
для кого-то визуально притягательнее. Но когда текст заранее пишется под буллеты, то в него не попадает все, что не относится к структуре, мясо, так сказать. Подразумеваемые автором связи, не проговоренные словами, а выраженные буллетами, в сознании воспринимающего текст/cлайды "акцептора" информации могут преломиться во что угодно - подозреваю, что чаще всего это будет возникновение причинно-следственной связи на ровном месте. Теряется "вес" высказываний, так как они уравниваются буллетами... и так далее.
Никто не спорит, что буллеты хороши для определенных целей. Но нынешняя практика их использования - не потенциал, а практика - нехороша.
Так понятно?
Re: и еще
Date: 2010-04-29 06:50 pm (UTC)только если автор не умеет пользоваться буллетами.аналогично
согласен. Но если некоторые (и даже многие) не умеют пользоваться инстументом – это еще не повод отказываться от инструмента.
Re: и еще
From:Re: и еще
From:Re: и еще
From:Re: и еще
Date: 2010-04-29 09:33 pm (UTC)Мне кажется где-то так.
Re: и еще
From:Re: и еще
From:no subject
Date: 2010-04-29 05:26 pm (UTC)Что не мешает про себя ругаться, да.
no subject
Date: 2010-04-29 05:33 pm (UTC)no subject
Date: 2010-04-29 05:45 pm (UTC)НЕ перегружать словами. Воспринимать слайд как вспомогательное средство, а не как основной носитель информации. Больше картинок и схем - меньше слов. И т.п. В этом случае, при хорошей подготовке спикера, все работает.
Заменять пауэрпойнтом резюме, синопис, краткое изложение - полный абсурд, буллеты ни в чем не виноваты.
no subject
Date: 2010-04-29 06:57 pm (UTC)Отлично!
Date: 2010-04-29 09:08 pm (UTC)Re: Отлично!
Date: 2010-04-29 09:13 pm (UTC)no subject
Date: 2010-04-30 06:41 am (UTC)Вы попали в Топ-30 Зиуса!
Date: 2010-05-01 09:09 pm (UTC)Зиус поздравляет вас, и желает вам хорошего весеннего настроения!