scholar_vit: (knot)
[personal profile] scholar_vit

Есть хорошо известная песня Высоцкого "Случай в ресторане":

В ресторане по стенкам висят тут и там
"Три медведя", "Заколотый витязь", -
За столом одиноко сидит капитан.
- Разрешите? - спросил я. - Садитесь!

- Закури! - Извините, "Казбек" не курю.
- Ладно, выпей! Давай-ка посуду...
- Да пока принесут...- Пей, кому говорю!
Будь здоров! - Обязательно буду.

- Ну, так что же,- сказал, захмелев, капитан,-
Водку пьешь ты красиво, однако,
А видал ты вблизи пулемет или танк?
А ходил ли ты, скажем, в атаку?

В сорок третьем под Курском я был старшиной,
За моею спиною - такое!..
Много всякого, брат, за моею спиной,
Чтоб жилось тебе, парень, спокойно!

Он ругался и пил, он спросил про отца.
Он кричал, тупо глядя на блюдо:
- Я пол-жизни отдал за тебя, подлеца,
А ты жизнь прожигаешь, паскуда!

А винтовку тебе, a послать тебя в бой?!
А ты водку тут хлещешь со мною! -
Я сидел, как в окопе под Курской дугой,
Там, где был капитан старшиною.

Он все больше хмелел. Я за ним по пятам.
Только в самом конце разговора
Я обидел его, я сказал: - Капитан!
Никогда ты не будешь майором!

1966

Так вот, у меня вопрос по поводу последней строфы. Судя по тому, как Высоцкий пел эту песню, и по характерной для него композиции, в этой строфе - ударное окончание, нечто, заставляющее переосмыслить текст. И, очевидно, это "нечто" было хорошо понятно слушателям. А что, собственно, понятно?

То есть общий смысл, конечно, ясен: ты, капитан, не из тех, кто может рассчитывать на повышение по службе. Но явно тут имеется в виду что-то более конкретное: слушателю ясно, почему не может, и в этом смысл песни.

Дальше, песня шестьдесят шестого года. Действие происходит в это же время. С сорок третьего, когда капитан был старшиной, прошло двадцать три года. Когда старшина стал офицером? Скорее всего, непосредственно на войне, после краткосрочных курсов. В крайнем случае - училище после войны. В любом случае человек после курсов получает звание лейтенанта. Потом старший лейтенант, потом капитан - получается, что за двадцать как минимум лет героя повышали в звании только два раза? Или его понижали? Опять же, похоже, что для слушателей все тут понятно - но что?

И наконец, что за водораздел между капитаном и майором? Есть водораздел между полковником и генералом: при нормальной службе офицер уходит на пенсию подполковником или полковником, но чтобы стать генералом, нужны особые обстоятельства. А между капитаном и майором?

В общем, не все понятно в этом сюжете.

Update.

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2013-07-23 04:05 am (UTC)
From: [identity profile] tarkhil.livejournal.com
Если я все правильно путаю, между капитаном и майором водораздел тоже был. Этот, который был старшиной под Курском, поднялся до максимума, до которого дорастет офицер военного времени. Ни рыба, ни мясо. Карьеру в армии не сделал от слова "совсем".

У меня, кстати, в соседях жил капитан в отставке. Погранец. Орденская колодка - я своей нынешней ладонью не закрою.

Сначала я был мелок его расспросить, а потом он умер :(

Date: 2013-07-23 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Если даже чисто формально, то "лейтенант - старлей - капитан" - это младший офицерский состав, "майор - подполковник - полковник" - старший, а дальше уже начинается высший.

Date: 2013-07-23 04:09 am (UTC)
From: [identity profile] brother2.livejournal.com
Как раз (под)полковником выходят на пенсию те, кто преодолел этот водораздел между, а те кто нет - как раз спиваются и/или задвигаются без повышений. Стать майором - сделать типовую офицерскую карьеру.

Date: 2013-07-23 04:13 am (UTC)
From: [identity profile] dimrub.livejournal.com
После ВОВ образовалось огромное количество лишних людей в армии. Солдат-то демобилизовали, а вот что с офицерами делать - было, видимо, непонятно, и конкуренция, полагаю, была огромная. У таких вот, не кончавших академий, шансы на повышения были никакие. Кажется это именно их называли "пятнадцатилетними капитанами" (если не ошибаюсь, я эту фразу у Покровского видел).

Date: 2013-07-24 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] c0nfigure.livejournal.com
Примерно так. "Там где Китай граничит с Казахстаном, служил пятнадцатилетним капитаном"

Date: 2013-07-23 04:16 am (UTC)
From: [identity profile] ivanoff-a.livejournal.com
без высшего образования майора давали только на дембель.

Date: 2013-07-23 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] aitisha.livejournal.com
КМК майор на дембель это была практика позднего совка, а не 66го года.

ЗЫ. высшего гражданского образования
Edited Date: 2013-07-23 01:40 pm (UTC)

Date: 2013-07-23 04:16 am (UTC)
From: [identity profile] vlkamov.livejournal.com
Тогда было очень много сокращений ВС.

Date: 2013-07-23 04:19 am (UTC)
From: [identity profile] y-k.livejournal.com
С майора начинается старший офицерский состав.
Если с лейтенанта до капитана звания шли "на автомате", то перевод в старший офицерский состав рассматривался отдельно.
Edited Date: 2013-07-23 04:30 am (UTC)

Date: 2013-07-23 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Я этот текст, честно говоря, и независимо от указанных тонкостей (за которые комментаторам спасибо) не понимаю. В чем там сюжет-то? Чем это отличается от "Я пошел в ресторан, заказал солянку и бифштекс, поел, расплатился и ушел"?

Date: 2013-07-23 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] taki-net.livejournal.com
У меня есть текст про это, старый, я его уже не разделяю чуть меньше чем полностью, но сейчас выложу в ЖЖ.

(no subject)

From: [identity profile] taki-net.livejournal.com - Date: 2013-07-23 07:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com - Date: 2013-07-23 08:48 am (UTC) - Expand

Date: 2013-07-23 04:32 am (UTC)
From: [identity profile] fortinbras.livejournal.com
Для майора нужен военный аналог высшего образования, для капитана - хватает аналога среднего специального (типа техникума).

Date: 2013-07-23 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] aitisha.livejournal.com
В большинстве случаев для майорской должности достаточно гражданского ВО.

Date: 2013-07-23 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] jozhin.livejournal.com
Есть фильм Тодоровского "Анкор, еще анкор" о послевоенной армии. Там, в частности, одна из сюжетных линий - жена для своего мужа-капитана добивается от комполка рекомендации на присвоение следующего воинского звания. Без рекомендации отправляли на пенсию. Пьянство не способствовало карьере.

Date: 2013-07-23 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
На Ютюбе я видел коммент, который скопировал в ЖЖ: "При хруще армию очень сильно сократили, множество офицеров-фронтовиков отправили в отставку, а тем из них кто еще не успел поступить в академию (майором без нее не быть), ворота перекрылись тем же уменьшением набора в академию и возрастными ограничениями. Вот поэтому и звучит очень обидно для капитана эта фраза, во-первых потому, что мальчишка прав, а во вторых, потому, что вины капитана-фронтовика, в том, что он не станет майором нет никакой."

Date: 2013-07-23 05:02 am (UTC)
From: [identity profile] y-k.livejournal.com
Не совсем так. Майора можно было получить без Академии (подпола уже нельзя), но майора предлагали. При этом могли не предложить и отправить на пенсию, могли предложить, но можно было отказаться.
В данном случае ВВ скорее всего имеет в виду, что майора ему не предложат.

(no subject)

From: [identity profile] ygam.livejournal.com - Date: 2013-07-23 05:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com - Date: 2013-07-23 05:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] y-k.livejournal.com - Date: 2013-07-23 05:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] asox.livejournal.com - Date: 2013-07-23 06:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2013-07-23 06:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] y-k.livejournal.com - Date: 2013-07-23 06:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2013-07-23 06:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m61.livejournal.com - Date: 2013-07-23 08:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sidorow.livejournal.com - Date: 2013-07-23 10:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] y-k.livejournal.com - Date: 2013-07-23 02:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aitisha.livejournal.com - Date: 2013-07-23 01:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2013-07-23 05:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com - Date: 2013-07-23 06:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2013-07-23 06:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com - Date: 2013-07-23 02:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-07-23 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] ermenegilda.livejournal.com
У Бальзака есть мистическая повесть "Примиренный Мельмот". Там есть фраза: "Капитаны, которые никогда не станут майорами".

Date: 2013-07-23 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
но чтобы стать генералом, нужны особые обстоятельства

А именно, надо было идти в академию

Date: 2013-07-23 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] lebenshtadt.livejournal.com
да всё понятно. человек ему слова плохого не сказал, а он на него "паскудой" ругается.

у Высоцкого отец подполковником был, наверняка ему было с кем сравнивать - будет майором/не будет.

Date: 2013-07-23 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] xottabych.livejournal.com
В моей записи концертного исполнения Высоцкого другое расположение строф: эта - третья с конца (после "Чтоб жилось тебе, парень, спокойно!"), а последняя - "Там, где был капитан старшиною". Так что, возможно, не такой уж глубокий замысел в последней строфе, если сам Высоцкий исполнял песню вариативно.

+

Date: 2013-07-23 07:14 am (UTC)
From: (Anonymous)
если я правильно помню, во втором варианте "он заплакал тогда, он спросил про отца" идет ровно после оскорбления. (у нас дома были оба варианта записи.)

+

From: [identity profile] redtigra.livejournal.com - Date: 2013-07-23 07:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pussbigeyes.livejournal.com - Date: 2013-07-23 07:47 am (UTC) - Expand

Date: 2013-07-23 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com
у них погоны разные. у лейтенанта и капитана разное кол-во звезд, потом погон с полосками - старший офицер

Date: 2013-07-23 05:49 am (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
Мне казалось что речь идет не о принципиальной разнице между капитаном а майором, а просто о следующем звании.

Date: 2013-07-23 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] a-grabenich.livejournal.com
Вот соглашусь, пожалуй. У человека дни свершений позади, даже следующий шаг по карьерной лестнице ему не сделать.

Акцент на этом сделан потому, что всю песню рассказчик как бы думает: ну, ветеран, столько перенес, выпил, развезло... Но не выдерживает: капитан пытается свой тяжелый опыт сделать основанием для изничтожения чужого опыта, а это нельзя. И рассказчик в сердцах бьет фронтовику под дых: жизнь-то ты истратил, другой нет... Так примерно.

(no subject)

From: [identity profile] taki-net.livejournal.com - Date: 2013-07-23 09:49 am (UTC) - Expand

пространно получилось...

Date: 2013-07-23 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] balda-balda.livejournal.com
водораздел? -- другая категория: с майора начинаются "старшие офицеры".
как правило, необходимо высшее военное образование.
капитану в ресторане - уже за/под сорок. он либо окончил офицерские курсы, либо (маловероятно) среднее военное училище. бесперспекктивен. достиг своего потолка - должности командира роты в звании капитана.
---------
тут совершенно правильно вспомнили "анкор, еще анкор".
еще в конце 70-х на сборах (ЛГУ) курсантскими взводами командовали такие вот вечные капитаны.
нужна в самом деле "подстилка многостаночная" для продвижения.

очень типичная история.

Date: 2013-07-23 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] paidiev.livejournal.com
1950 год. Мой отец, ещё курсант прибыл в часть. И одновременно полковник, новый командир.
Видит в строю пожилого лейтенната: "Вы из старшин?" "Никак нет, из майоров!".
Из армии при Сталине не увольняли людей с хорошим боевым опытом, держали на низких должностях. снимали звёзды. После 58-го их начали пачками увольнять. Оставшихся понижали.
Тут выше написали, что карьеры не делали в силу низкой подготовки - это не так. Вояки они были великолепные. Куда лучше пришедших на смену. Просто считались политически неблагонадёжными. А в стране в это время массовые бунты.

Date: 2013-07-23 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] plumqqz.livejournal.com
Просто считались политически неблагонадёжными. А в стране в это время массовые бунты.

Еще марсиане наседали, не надо забывать.

(no subject)

From: [identity profile] gineer.livejournal.com - Date: 2013-07-23 05:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-07-23 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
В крайнем случае - училище после войны. В любом случае человек после курсов получает звание лейтенанта.

Кстати не факт - у нас в части был один младший лейтенант (к моему времени уже обычный) но был - он из прапорщиков каким-то таким образом в офицеры поднялся. Так что скорее всего младшего

Date: 2013-07-23 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] lazybiker.livejournal.com
Тут тонкая ситуация. В советское время нельзя было прийти в ресторан, заказав предварительно столик и одному поесть. Приходишь - подсаживаешься. Хочешь есть - а тебе тут мозги полоскать начинают. "а видал ты вблизи пулемёт или танк?" - да может перед ним лейтенант спецназа сидит. Он и побольше видел. "я сидел как в окопе под курской дугой" - какого хрена? я пожрать пришёл! И в то же время, сразу после войны эти люди пользовались большим уважением, их нельзя было просто так поставить на место. Но эти люди своё дело сделали, а сразу после войны стали не нужны.

Люблю эту песню. И последнюю фразу всегда понимал так: "капитан, твоё время было на войне, но оно прошло, ты больше не нужен". Одной завершающей фразой Высоцкий из песни о ресторанных посиделках сделал гениальное описание послевоенной ситуации.

Date: 2013-07-31 06:14 am (UTC)

Date: 2013-07-23 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] marko19511.livejournal.com
Про "вечного старшего лейтенанта" я упоминал в коротком посте Как бы юбилей сегодня.

Date: 2013-07-23 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Я у вас там откомментировал ее версию в "неромантическом" варианте.

(no subject)

From: [identity profile] marko19511.livejournal.com - Date: 2013-07-25 09:11 am (UTC) - Expand

Date: 2013-07-23 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] okrom.livejournal.com
Человек живет прошлым. Пожилой. Пьющий. С тяжелым характером. Обижен на жизнь, предъявляет окружающим посторонним людям какие-то претензии. Как результат - с остановившейся карьерой. Если до сих пор не стал майором - уже не станет.

Date: 2013-07-23 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mikelina.livejournal.com
Ну вобщем да, согласна. Кроме "предъявляет окружающим какие-то претензии". Это не какие-то претензии, и чисто советский контекст здесь вторичен. В любом обществе карьера в военное время сильно отличается от карьеры мирной. Очень похожие мотивы в послевьетнамской американской поэзии и прозе. И сейчас, когда с войны в Ираке возвращаются, то очень многие ветераны так и остаются не у дел, лишними людьми. Живут прошлым, да, особенно если инвалидами возвращаются, то не сильно будущим заживешь.

Date: 2013-07-23 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] jozhin.livejournal.com
Похоже, что так, именно указание на жизнь, которую не вернешь, а не на остановившуюся армейскую карьеру.
Единственно, мне кажется, что герой Высоцкого не гордится тем, как одернул капитана, скорее наоборот. Интонационно что-то вроде "он мне спать не давал, он с рассветом вставал".
Правда, тут каждый свой опыт в прочтение вносит; людей, душевно искалеченных войной и транслировавших травму следующим поколениям, я застал. Кстати у Петрановской ludmilapsyholog был интересный цикл постов.

(no subject)

From: [identity profile] mikelina.livejournal.com - Date: 2013-07-23 01:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jozhin.livejournal.com - Date: 2013-07-23 01:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mikelina.livejournal.com - Date: 2013-07-23 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jozhin.livejournal.com - Date: 2013-07-23 05:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-grabenich.livejournal.com - Date: 2013-07-23 04:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jozhin.livejournal.com - Date: 2013-07-23 05:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-grabenich.livejournal.com - Date: 2013-07-23 04:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-grabenich.livejournal.com - Date: 2013-07-23 04:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jozhin.livejournal.com - Date: 2013-07-23 05:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-grabenich.livejournal.com - Date: 2013-07-24 07:26 am (UTC) - Expand

Date: 2013-07-23 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] profpr.livejournal.com
Не станет, конечно. В 66-м году воевавшему в 42-м под 45 лет. 45- возраст увольнения по майора включительно.

Date: 2013-07-23 12:47 pm (UTC)
ppk_ptichkin: (Default)
From: [personal profile] ppk_ptichkin
Из комментариев следует, что моё восприятие оригинальностью не отличалось. Майор - важная ступенька в военной карьере, дослужившись до майора, можно уходить в отставку. Минимальная достойная карьера в армии. "Служу до майора". Капитан без шансов стать майором - неудачник. Почему - потому что до сих пор воюет на Курской дуге.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

scholar_vit: (Default)
scholar_vit

January 2019

S M T W T F S
  12345
678 9101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 23rd, 2025 05:38 am
Powered by Dreamwidth Studios