scholar_vit: (Default)
[personal profile] scholar_vit

В предыдущей записи мы обсудили происхождение фразы про крики "Пожар" в переполненном театре. В комментариях к этой записи обсуждают, как использовалось решение по делу Шенка в качестве прецедента. На самом деле история о том, как оно перестало быть прецедентом, как мне кажется, ещё интереснее.

В 1964 году в Огайо некий Бранденбург, лидер местного Ку-Клукс-Клана, пригласил репортера с видеокамерой на собрание клана. Собрание как собрание: народ в балахонах и капюшонах жег крест, размахивал оружием. Произносились речи про "отомщение" (в оригинале "revengeance") неграм, евреям и их пособникам. Говорилось, что Конгресс, Президент и Верховный суд участвуют в угнетении белой расы (как видно, идея про евреев как "почетных белых" не была популярна среди куклуксклановцев в те времена).

Тщеславие Бранденбурга ему на пользу не пошло: отснятые телерепортером пленки послужили уликой. Бранденбурга осудили по закону штата о криминальных организациях, запрещающего пропаганду "преступлений, саботажа, насилия или незаконных методов терроризма для проведения политических или промышленных реформ".

Апелляционный и верховный суды штата Огайо оставили приговор в силе. Дело дошло до Верховного суда США.

Со времени дела Шенка прошло полвека. Великодушный человек скажет, что представления американцев о свободе стали либеральнее. Циник заметит, что одно дело - упечь в кутузку социалиста за антивоенную пропаганду, и совсем другое дело - посадить куклуксклановца за погромную агитацию. Вспоминается выработанной советской юстицией термин "классово близкие [преступные] элементы".

Как бы то ни было, Верховный суд (опять единогласно!) объяснил, что речи Бранденбурга и других куклуксклановцев защищены Первой поправкой. В постановлении суда был указан новый стандарт оценки: чтобы не покрываться Первой поправкой, слово должно вызывать "неизбежные незаконные действия" (imminent lawless action). Этот стандарт заменил действовавший со времен дела Шенка стандарт "очевидной угрозы" (clear and present danger). Именно он сейчас используется в делах, связанных со свободой слова.

Интересно, что в написанном судьей Дугласом особом мнении цитировалась фраза Оливера Уэнделла Холмса - и указывалось, что слова Бранденбурга нельзя сравнивать с криками "Пожар" в переполненном театре. Таким образом, никто не сомневается, что кричать "Пожар" в театре нельзя. Тут спора нет. Вопрос в том, какие слова равносильны такому крику, а какие - нет.

Date: 2012-04-14 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
А еще государство решает, есть ли пожар в театре или нет.

Date: 2012-04-14 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
Гм. А к каким "imminent lawless action" приведет крик "Пожар" в переполненном театре? Казалось бы, за последующую панику и сопутствующие безобразия уголовной ответственности никто не подлежит?

Date: 2012-04-14 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Паники может и не быть.

Date: 2012-04-14 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
Даже если будет - вроде никто из паникующих преступления не совершает?

Date: 2012-04-14 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Если и совершает, типа хулиганства, это на их совести.

Date: 2012-04-14 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
Я к тому, что то, что произойдет в результате крика, является крайне плачевным событием, но вроде как не является нарушением закона - и, следовательно, не подпадает под новую трактовку.

Date: 2012-04-14 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] misha-b.livejournal.com
Кого-нибудь затопчут, значит будет непредумышленное убийство.

Date: 2012-04-14 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Вот реальный случай:
http://www.dutchnews.nl/news/archives/2012/03/longer_jail_term_for_remembran.php
(deleted comment)

Date: 2012-04-14 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
Я неудачно написал; имелось в виду, что кроме кричавшего никто преступлений не совершает.

Date: 2012-04-14 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Простите, три раза отправилось.

Date: 2012-04-14 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Вопрос в том, какие слова равносильны такому крику, а какие - нет.

Да, это наиболее существенный вопрос, поскольку это вопрос о границе. Даже если не соглашаться с идеей об ответственности за крики о пожаре, границу провести где-то придется.

Date: 2012-04-14 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
А еще позже Эбби Хоффман написал: "Free speech is the right to shout "Theater!" in a crowded fire."

Date: 2012-04-14 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Эти два поста - одни из самых информативных за долгое последнее время в моей ленте. Большое спасибо. Хорошо б ещё о чём-нибудь, о чём все думают, что знают, и ошибаются. Такого должно быть немало.

Date: 2012-04-14 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Самое смешное - что это все написано в той же Википедии. Все факты ведь вполне общедоступны - но мифы, тем не менее, процветают.

Date: 2012-04-14 09:41 pm (UTC)
ppk_ptichkin: (Default)
From: [personal profile] ppk_ptichkin
Интересно, спасибо.

Цинику, впрочем, можно напомнить, что за антивоенные протесты в 60-х тоже не сажали, и даже без вмешательства Верховного Суда.

Date: 2012-04-14 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Это утверждение неверно. См., напр., United States vs. O'Brien, 1968

Другое дело, что в массовых протестах "всех пересажать" довольно сложно: см. напр., http://www.nytimes.com/learning/general/onthisday/big/0503.html. Тут рассказывается, как после одного протеста семь тысяч человек арестовали и предложили отпустить в обмен на признание вины и $10 штрафа с каждого - около $65 в сегодняшних ценах.
Edited Date: 2012-04-14 09:56 pm (UTC)

Date: 2012-04-15 01:45 am (UTC)
ppk_ptichkin: (Default)
From: [personal profile] ppk_ptichkin
Ну, draft card можно было и не сжигать.

Date: 2012-04-17 05:09 am (UTC)
From: [identity profile] nedosionist.livejournal.com
>>Как бы то ни было, Верховный суд (опять единогласно!) объяснил
Эта единогласность маскирует нетривиальность принятия этой нормы.
The earlier draft had originally been prepared by Justice Abe Fortas before he was forced to resign in the midst of an ethics scandal, and would have included a modified version of the clear and present danger test. In finalizing the draft, Justice Brennan eliminated all references to it, substituting instead the "imminent lawless action" language.(вики)

>>нельзя сравнивать с криками "Пожар" в переполненном театре. Таким образом, никто не сомневается, что кричать "Пожар" в театре нельзя. Тут спора нет.
Это не так. Дуглас считает, что в этом случае наказывать можно за действия. prosecution can be launched for the overt acts actually caused А если панику вызвать не удалось, то почему бы и не покричать!?

В этом контексте интересны свежие примеры аль-Авлаки и Хафиза Саида.

Date: 2012-04-17 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Дуглас говорит про "speech [...] brigaded with action". И действительно, нынешние дела дают интересную пищу для размышлений.

Date: 2012-04-23 03:01 am (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Да, я как раз утром читал NYT и поразился, до чего в масть пришло.

Судьи на самом деле не являются сознательными ксенофобами: просто им рефлексии не хватает, чтобы понять, что "чужое" слово - это тоже слово.

Возможно, плохо, что горячие религиозные споры тех времен, когда принимали Первую поправку, ушли в прошлое: сечас большинство белых американцев принадлежат к одной и той же "теплой" (в понимании Иоанна Богослова) усредненной религии. Можно утром молиться с баптистами, а вечером с методистами - и никто не удивится. Поэтому нет естественного понимания разницы между собой - и Другим. А когда такая разница проявляется, то следует истерическая реакция, как у этих судей.

Date: 2012-04-23 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] nedosionist.livejournal.com
Я вполне согласен с последним рассуждением. Более того, ранее разная религия означала и разную мораль, и разный образ жизни; сейчас эти различия во многом нивелированы.

Однако Вы прочли эту статью как-то совершенно иначе. Мне не ясно, что Вы называете в этом случае судейской истерикой и ксенофобией.

Вполне возможно, что этот приговор будет отменен на апелляции, как Марч и пишет. Но пока это выглядит как пример того, что подход Humanitarian Law Project размывает стандарт Brandenburg довольно опасным образом.

Date: 2012-04-23 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
боюсь, что мы тут не договоримся. Я вижу размывание стандарта со стороны судей: сегодня мы сажаем мусульман, завтра будем раввинов сажать. Мне это не нравится.

Date: 2012-04-19 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-vdovenko.livejournal.com
Розенкранц. Горит!
Гильденстерн ( срываясь с места ) Где?
Розенкранц Нигде. Просто хотел показать,что значит злоупотреблять свободой слова.

Profile

scholar_vit: (Default)
scholar_vit

January 2019

S M T W T F S
  12345
678 9101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 09:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios