scholar_vit: (Default)
[personal profile] scholar_vit

В [livejournal.com profile] ru_tex завязалась любопытная дискуссия. Как мне кажется, она многое говорит о том, как воспринимается закон, правопорядок - и порядочность. Эти вопросы, однако, выходят за рамки тематики сообщества [livejournal.com profile] ru_tex, поэтому поговорю о них тут.

Предыстория такова. Дональд Кнут в своё время создал замечательную программу TeX и нарисовал шрифты (Computern Modern). Хорошие программы для вёрстки и шрифты профессионального уровня (с лигатурами и математическими символами) всегда стоили больших денег. Даже очень больших. Кнут вполне мог бы продавать свои шрифты и программу - как многие считают, одну из самых красивых программ героического периода компьютерной науки, - но он предпочёл свободно отдать их всему миру. Это был отнюдь не случайный шаг: когда молодой фирме Adobe стало известно, что Кнут работает над программой для вёрстки, она предложила оплатить его труд - с тем, однако, чтобы результат потом продавался. Кнут отказался. У него вообще довольно сильные убеждения по поводу свободы информации: он считает, что алгоритмы, как и математические теоремы, есть достояние человечества. Теперь TeXом и программами, созданными на его основе, пользуются много людей на всей планете (список больших коллекций в последнем TeXLive включает: арабский, армянский, африканские языки (частично), британский и американский варианты английского, венгерский, вьетнамский, голландский, греческий, датский, иврит, индийские языки, испанский, итальянский, кириллические языки, китайский, японский и корейский, латынь, маньчжурские языки, монгольский, немецкий, норвежский, польский, португальский, тибетский, финский, французский, хорватский, чешский и словацкий языки, шведский). Практические вся математическая литература печатается в TeXe, в TeXе набирается значительная часть естественнонаучных книг и журналов (многие научные журналы, которые принимают рукописи в других форматах, просто шлют их в Индию, где их перебивают в TeXе) и многое другое. За всё это Кнут, естественно, не получает ни цента.

Кнут написал книгу The TeXbook - справочник по TeXу. Эта книга продается. Но рукопись книги - файл texbook.tex - Кнут выложил в открытый доступ, чтобы народ мог посмотреть, как набрано то или иное сложное место. Он, однако, предупредил, что её нельзя без разрешения компилировать в удобный для распечатки или чтения с экрана вид. Для того, чтобы этого не сделали случайно, в начало вставлен простенький бесконечный цикл. Удалить его легко, но предполагается, что человек, который откроет в редакторе файл, увидит там запрет на компилирование и устыдится.

Замечу, что эта книга - отнюдь не единственный учебник или справочник по TeXу. Есть огромное количество свободно распространяемых пособий, см. http://ctan.tug.org/tex-archive/info/ и документацию в других директориях архива CTAN. Они написаны тысячами добровольцев; признаюсь, что и ваш покорный слуга приложил руку к написанию и переводу свободной документации, а также к написанию свободных TeXовских пакетов. Люди, знающие мою не-ЖЖшную ипостась, легко найдут меня в каталоге CTANа. Так что книг, по которым можно изучать TeX, ничего не заплатив его автору или кому бы то ни было ещё, довольно много.

Это всё предыстория. А история такова. В сообществе [livejournal.com profile] ru_tex появилась запись некоего [livejournal.com profile] kotos:

Если кому-то это ещё нужно, то откопилированный pdf-файл до 28 марта 2007 года (а может и дольше - как знать...) будет лежать тут: http://sluza.ifolder.ru/1201158
Меня несколько удивила ситуация, и я заметил:

А просьба Кнута именно этого НЕ делать, значит, по фигу?

Ну-ну.

Ответ одного из членов сообщества под интересным псевдонимом "Все честные люди Родины" меня поразил. Собственно, там было два ответа, но первый [livejournal.com profile] gilmor удалил. Поэтому приведу только второй, который, как утверждает его автор, "без эмоций":

А если без эмоций, то вот как. Кнут просил не компилировать ЕГО макет, хотя это полностью обесценивает идею использовать его "для примера". Для примера чего? Как брать пример, не зная, куда он ведёт?

Но здесь речь совсем не о Кнуте. Здесь речь о подлых и алчных мерзавцах, которые перевели Кнута, затем крепко нажились, спекулируя им. Которые продавали эту книгу за такие деньги, что у меня волосы дыбом встали. Которые на вопрос о том, когда макет будет выложен в свободный доступ, отвечают, что они до такой степени НЕНАВИДЯТ людей, что не пожелают сделать для своих читателей ни-че-го.

И по отношению к тем, кто сделал из книги Кнута повод для воровства, кто запихивает свои липкие ручонки в карман читателя и старается выскрести оттуда чужие деньги -- по отношению к таким ворам нет человеческой морали.

Им воздаётся за те мерзости, которые они совершили. Им воздаётся за их войну с людьми.

Я должен заметить, что сам я далеко не однозначно отношусь к авторским правам (а также к патентному законодательству). В духе американского подхода я полагаю, что они имеют смысл только утилитарный: как нечто, способствующее "Прогрессу Науки и Полезных Ремёсел". Мне кажется, что нынешнее безумное увеличение срока действия авторских прав и агрессивное преследование нарушителей - этому прогрессу не способствует, и потому вредно. Я стараюсь соблюдать законодательство своей страны из тех же соображений, из которых Сократ в платоновском диалоге выполнил приговор афинского суда. Но эти соображения заставили его выпить цикуту, но не заставили объявить приговор правильным или моральным. Я не считаю заботу о доходах Walt Disney Corporation от созданного в первой трети прошлого века мульт-мышонка правильной идеей.

Однако меня поражает тезис, что у автора нет даже моральных прав на свой текст. В комментарии выше [livejournal.com profile] gilmor начинает с наезда на Кнута. Он уверен, что именно он, а не ныне здравствующий Кнут имеет право решать, что обесценивает идею Кнута, а что нет.

Переход к филиппикам по адресу переводчиков и издателей (потративших массу труда и сил на подготовку книги) также весьма интересен. Взять чужое без спросу - конечно, нехорошо. Однако всякое бывает. Трудно осуждать голодного, укравшего булку, чтобы наесться. Или человека, у которого не нашлось 120 руб. (ста двадцати рублей) на нужную книгу. В конце концов за эти деньги в России можно купить почти пять буханок белого хлеба (в ценах прошлого года)! Но если наш несчастный голодный встаёт при этом в позу оскорблённой невинности, выпячивая грудь и заявляя: "J'accuse" по отношению к людям, совершившим ужасную "мерзость" перевода, редактирования и печатания книги, - это уже совсем особенная позиция.

Эта история напомнила мне, как дизайнеры сайта Путина воровали чужие фотографии. Опять же, взять без спросу чужой снимок - нехорошо. Тем более, когда это делает явно не бедная организация вроде Управления пресс-службы и информации Президента РФ. Но всё бывает - кто знает, может, именно гонорара за эту фотографию не хватало для округления Стабфонда России. Однако вырезать из снимка копирайт и фамилию автора - это уже требует особого бесстыдства. Вроде такого, которое нужно, чтобы раздавать откомпилированный The TeXbook.

Ещё одна ассоциация - это характерная фраза [livejournal.com profile] gilmor: [П]о отношению к таким ворам нет человеческой морали. Это ведь в точности фраза Гайдара из знаменитого письма Соросу. И это совпадение наводит на один очень печальный вывод.

Если заглянуть в журнал [livejournal.com profile] gilmorа, натыкаешься на советский флаг. Его Bio звучит так: Я родился и вырос в лучшей из стран мира -- в Союзе Советских Социалистических Республик. Я клялся быть всегда готовым к борьбе за дело великого Ленина -- и готов. Казалось бы, нет никого дальше от этого человека, чем Гайдар или веб-дизайнер Путина. Но тем не менее в их словаре, а также в их отношении к тому, что можно и чего нельзя - есть нечто общее. Это общее содержится во фразе [П]о отношению к [нужное вставить] нет человеческой морали. Это бесстыдство, возведенное в принцип.

И это, наверное, и есть одно из самых тяжких наследий Советской власти.

Date: 2007-02-27 02:20 am (UTC)
From: [identity profile] animus-ater.livejournal.com
Не желая углубляться в тонкости отношения к авторскому праву (с вашей позицией согласен совершенно, что по поводу Микки Мауса, что по поводу Кнута), хочу отметить, что коротко и шикарно эту мысль (хотя и более глобально) выразил Найман в пересказе Довлатова:
"Толя, - зову я Наймана. - пойдемте в гости к Леве Рыскину".
"Не пойду. Какой-то он советский".
"То есть как это - советский? Вы ошибаетесь! "
"Ну, антисоветский. Какая разница? "

Date: 2007-02-27 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Это один из моих любимых довлатовских анекдотов.

(no subject)

From: [identity profile] animus-ater.livejournal.com - Date: 2007-02-27 10:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-02-27 02:34 am (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
С точки зрения последователя ленинских идей, Гилмор от курса не отклонился. "Грабь награбленное", "Экспроприация экспроприаторов", и вообще морально то, что на пользу революции.
А вот Гайдар с Путиным как-то сошли с капиталистической морали. У них в душе, поди, тоже советский флаг висит, и цитатничек к сердцу прижат.

Date: 2007-02-27 04:34 am (UTC)

Date: 2007-02-27 02:55 am (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
Вы только ради бога не воспринимайте [livejournal.com profile] gilmor'а серьёзно. Это человек (точнее жж-аккаунт) сделавший свою жизнь стёбом.

Ну, это на случай если вы раньше с ним нигде не пересекались. Очень рекомендуется к изучениею ветка чем дальше в будущее, тем чаще и больше немцы будут в Москве

Date: 2007-02-27 03:53 am (UTC)
tobotras: (Default)
From: [personal profile] tobotras
Ощущение давно, что это не стёб, а органическое поражение мозга.

(no subject)

From: [personal profile] vitus_wagner - Date: 2007-02-27 06:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com - Date: 2007-02-27 02:27 pm (UTC) - Expand

гениальная формула

From: [identity profile] grdash.livejournal.com - Date: 2007-03-23 03:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2007-02-27 10:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com - Date: 2007-02-28 12:17 am (UTC) - Expand

Date: 2007-02-27 03:35 am (UTC)
From: [identity profile] object.livejournal.com
Растущая с годами гордость за свою былую принадлежность к СССР - это все-таки очень тяжелый диагноз.

Date: 2007-02-27 06:50 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
From: [personal profile] vitus_wagner
Боюсь что не для Гилмора, а для того, что получилось на месте СССР.

(no subject)

From: [identity profile] kislin.livejournal.com - Date: 2007-02-27 09:38 am (UTC) - Expand

Date: 2007-02-27 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] miram.livejournal.com
Кому что, а меня поразил разброс цен. Что в российских лавках стоит с разбросом почти вдвое ($4+ -- $7+), то в аналогичной белорусской еще вдвое дороже (около $15).

Date: 2007-02-27 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Да, интересно было бы понять причину этой разницы, и почему Болеро не вытеснило Озон.

Date: 2007-02-27 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] ipain.livejournal.com
Но тем не менее в их словаре, а также в их отношении к тому, что можно и чего нельзя - есть нечто общее.

да, действительно есть нечто общее. методики пропаганды. вот помню такие же фразы про суть капитализма. а вы похоже забыли.

Date: 2007-02-27 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
А разве Кнут запрещал транслировать исходник русского первода TeXbook? Или я неправ?

Я скачал и посмотрел (после чего стер файл). Это тот самый ужасающий русский перевод. Читать его противно и с нормальными-то шрифтами. Интересный вопрос -- откуда товарищ взял исходники перевода. Подозреваю, что это уж точно заслуживает осуждения.

Date: 2007-02-27 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] bob623f.livejournal.com
Не запрещал. Даже написал предисловие к нашему переводу (1993 г., РДТЕХ). Предисловие почему-то отсутствует в файле.

Права на перевод, издание и распространение книги получены от AMS и Кнута еще 15 лет назад. Кроме того, в русском файле, насколько я помню, нет фразы про запрет компиляции. Но в любом случае - это наш файл, не Кнута.

Каким образом книга потом, в 2003 году, была издана в украинском Вильямс не знаю. Качество перевода не буду обсуждать - если бы книги не было, распространение ТеХ в России было не таким как сейчас.

(no subject)

From: [identity profile] aburachil.livejournal.com - Date: 2007-02-27 10:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bob623f.livejournal.com - Date: 2007-02-27 10:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aburachil.livejournal.com - Date: 2007-02-27 01:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bob623f.livejournal.com - Date: 2007-02-27 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aburachil.livejournal.com - Date: 2007-02-27 01:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bob623f.livejournal.com - Date: 2007-02-27 01:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2007-02-28 12:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bob623f.livejournal.com - Date: 2007-02-28 09:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2007-02-28 06:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bob623f.livejournal.com - Date: 2007-02-27 08:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com - Date: 2007-02-27 09:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bob623f.livejournal.com - Date: 2007-02-27 10:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com - Date: 2007-02-27 10:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bob623f.livejournal.com - Date: 2007-02-27 11:29 am (UTC) - Expand

Date: 2007-02-27 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] hleg.livejournal.com
По отношению к [террористам] нет человеческой морали.
США - наследники Советской власти???

Date: 2007-02-27 07:59 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
From: [personal profile] vitus_wagner
Ага. Нельзя 50 лет вести холодную войну и не нахвататься.

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2007-02-27 08:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com - Date: 2007-02-27 09:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2007-02-27 11:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com - Date: 2007-02-27 12:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2007-02-28 12:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] animus-ater.livejournal.com - Date: 2007-02-27 11:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2007-02-28 12:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2007-02-28 12:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] animus-ater.livejournal.com - Date: 2007-02-28 12:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2007-02-28 02:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] animus-ater.livejournal.com - Date: 2007-02-28 02:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2007-02-28 02:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] animus-ater.livejournal.com - Date: 2007-02-28 03:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2007-03-01 12:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] animus-ater.livejournal.com - Date: 2007-03-01 01:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] animus-ater.livejournal.com - Date: 2007-03-03 01:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2007-03-03 05:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] animus-ater.livejournal.com - Date: 2007-03-03 05:14 am (UTC) - Expand

или так

From: [identity profile] ipain.livejournal.com - Date: 2007-02-28 02:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2007-03-05 06:10 am (UTC) - Expand

Date: 2007-02-27 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
На мой взгляд у автора действительно нет "моральных прав" на "свой текст". У него, как и у всех людей, есть право просить чего-то не делать. И в данном случае эту просьбу стоило бы уважить. Но именно просить, а не требовать. И это никак вообще не связано с "копирайтом" (от юридического аспекта я отвлекаюсь)

Date: 2007-02-27 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] svensk-vanja.livejournal.com
соседний пост в моей ленте
http://poruchik-sr.livejournal.com/570426.html?mode=reply
очень наглядно

Date: 2007-02-28 12:05 am (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Да, прекрасный пример.

На самом деле вовсе не случайный: стилистика плаката #1 - явно советская. А она, в свою очередь, была близка (вплоть до совпадений) с фашистской пропагандой. Поэтому хороший способ нарисовать агитку с "ностальгическими" обертонами - срисовать немецкую открытку времен третьего рейха.

Date: 2007-02-27 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com
Гилмор - известнейший провокатор. Это не наезд на него, а, напротив, искреннее им восхищение. Его провокации зачастую потрясающе красивы. Кому как, а мне всегда интересно пытаться на них отвечать. При этих попытках, если совершать их честно, узнаёшь много нового о собственных истинных взглядах. Причём провокатор он не только в сетях, но и в жизни. Вся его биография - провокация. Выбранное Витусом слово "стёб" не совсем точное.

... Veni, vidi, evasi, narravi ...

Date: 2007-02-27 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com
Меня умиляет ваша ложь. Все имеют право решать, что обесценивает идею Кнута, а что нет. Вы так и не ответили, как надо пользоваться "примерами" Кнута, не видя, к чему они ведут и какой они возвращают результат.

Date: 2007-02-27 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com
Я сужу ровно по своему опыту. Я тоже потратил массу труда на переводы и массу труда на издание, и трачу его посейчас. Но этот труд -- бесплатный, он не стоит мне ничего. Я не вижу ни малейшей причины для того, чтобы этот труд чего-то стоил.

Когда вы утром идёте в ванную и чистите зубы, вы тратите труд. Сколько стоит ваш труд? Сколько вам платят за это?

Потом вы идёте на кухню и завтракаете. Снова тратится труд! Сколько вам заплатили за это?

Date: 2007-02-27 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com
Вы пишете, что "не нашлось 120 рублей". Видимо, для вас это -- мало. Не желаете ли вы оплатить мне даже не 120, а вдвое меньше рублей? Ведь это ничтожные крохи, и вы не заметите этой траты?

Или всё-таки -- это не ничтожные? не крохи? всё-таки не пожелаете платить?

Date: 2007-02-28 12:17 am (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
120 рублей - это мелко. Я с удовольствием заплачу Вам 1200 рублей. При одном простом условии: напишите книгу, которую мне захочется прочесть и поставить на полку над рабочим столом. Не обязательно уровня The TeXbook - но такую, которая понравится мне.

(no subject)

From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com - Date: 2007-02-28 12:03 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-02-27 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com
Вы мастерски передёргиваете. Мерзость -- не в переводе и подготовке. Мерзость -- в спекуляции и торгашестве.

На вашем месте я бы переписал сообщение, чтобы не лгать в нём.
(deleted comment)

Date: 2007-02-27 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com
Слууушайте, а можно у вас получить одну консультацию? Я хочу заключить договор с авторским обществом. Я хочу, чтобы авторское общество отслеживало, чтобы с результатов моего творческого труда никто и никогда не мог получить никакой прибыли. Такое возможно?

А то ведь возьмут макет книги да сделают тираж, и будут этот тираж продавать за деньги... Как остановить это?

Date: 2007-02-27 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com
Обратите внимание и на то, как часто этот принцип (спасибо за его вычленение!) используется вашими друзьями-капиталистами. Оказывается, есть человеческая мораль: возлюби ближнего своего как самого себя. Но по отношению к покупателю нет человеческой морали. По отношению к покупателю надо задирать цены. Есть человеческая мораль: не возжелай ничего, что у ближнего твоего. Но по отношению к покупателю это снова не работает. Есть человеческая мораль: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Но по отношению к конкурентам этой морали снова нет.

Ваш капитализм внутренне противоречив.
(deleted comment)

Date: 2007-02-27 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com
В данном случае мною не нарушено: оригинал издан в 1895 году.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com - Date: 2007-02-28 01:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com - Date: 2007-02-27 08:20 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com - Date: 2007-02-28 01:05 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com - Date: 2007-02-28 01:14 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com - Date: 2007-02-28 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2007-02-28 01:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com - Date: 2007-02-28 01:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alogic.livejournal.com - Date: 2007-02-28 03:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-02-27 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] beldmit.livejournal.com
Гилмор подлежит забаниванию. По причине психических отклонений, не поддающихся коррекции. Разговаривать о нем не о чем, если нет медицинского интереса.

Date: 2007-02-27 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com
Вы хотите сказать, что не умеете защищать свою точку зрения. Это вас не украшает.

(no subject)

From: [identity profile] beldmit.livejournal.com - Date: 2007-02-27 08:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com - Date: 2007-02-27 08:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2007-02-28 01:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] beldmit.livejournal.com - Date: 2007-02-28 05:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com - Date: 2007-02-28 12:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-02-27 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] alogic.livejournal.com
А что мне с моим альтруизмом делать? Перед Кнутом, конечно, стыдно, но как же ж не помочь людям, стремящимся к знаниям? Из этого психологического дуализма вытекает реакция [livejournal.com profile] gilmorов и сторонников копирайта - стать радикалом какой-то одной позиции, избавив себя от страданий по поводу нарушения другой.

Date: 2007-02-28 02:02 am (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Вы действительно хотите помочь людям, стремящимся к знаниям? Замечательно!

Значит так. Вот тут: http://ctan.tug.org/tex-archive/info есть много документации, которую хорошо было бы перевести на русский. Пока что [livejournal.com profile] tobotras перевёл только "Краткое введение в LaTeX" (http://ctan.tug.org/tex-archive/info/lshort). Надо бы перевести пособия по TeXу. Мне кажется, что стоило бы перевести A Gentle Introduction to TeX (http://ctan.tug.org/tex-archive/info/gentle) и замечательный TeX for the Impatient (http://ctan.tug.org/tex-archive/info/impatient), но посмотрите, что Вам понравится. Ещё очень нужен перевод руководств по AMSLaTeXу (http://ctan.tug.org/tex-archive/info/amslatex и http://ctan.tug.org/tex-archive/info/amslatex-primer). Есть ещё интересное руководство к пакету memoir (ftp://tug.ctan.org/pub/tex-archive/macros/latex/contrib/memoir/memman.pdf). Самим пакетом пользуются далеко не все, но первые главы этого руководства - очень хорошее введение в типографию вообще. В общем, посмотрите, что Вам нравится - и поехали.

Все эти документы распространяются свободно, поэтому переводить их и выкладывать переводы не только можно, но и нужно. К тому же Вы можете положить результат в архив CTAN - см. http://ctan.tug.org/upload.html

Только сообщите, за что именно берётесь: я свяжу Вас с Карлом Берри, он пытается координировать эту работу.

Ещё раз спасибо за Вашу готовность помочь!

(no subject)

From: [identity profile] alogic.livejournal.com - Date: 2007-02-28 04:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com - Date: 2007-02-28 12:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2007-02-28 06:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alogic.livejournal.com - Date: 2007-03-01 03:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com - Date: 2007-02-28 12:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alogic.livejournal.com - Date: 2007-02-28 02:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-ex-gilmo.livejournal.com - Date: 2007-02-28 02:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-02-28 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] e2pii1.livejournal.com
""
[П]о отношению к таким ворам нет человеческой морали. Это ведь в точности фраза Гайдара из знаменитого письма Соросу.
""

Вы уверены что эта фраза Гайдара - подлинная (т.е. он ее действительно писал) ?

Date: 2007-02-28 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Этот вопрос подробно обсуждался в комментариях в http://taki-net.livejournal.com/212470.html и http://taki-net.livejournal.com/213297.html

(no subject)

From: [identity profile] e2pii1.livejournal.com - Date: 2007-03-01 02:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] e2pii1.livejournal.com - Date: 2007-03-01 09:16 am (UTC) - Expand

Date: 2007-03-03 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] besm6.livejournal.com
Слушай, не надо путать Гилмора с советской властью. И вообще, приписывать душевнобольным заслуги Наполеона.

(no subject)

From: [identity profile] besm6.livejournal.com - Date: 2007-03-03 07:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2007-03-04 05:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] besm6.livejournal.com - Date: 2007-03-04 09:14 am (UTC) - Expand

Date: 2007-03-05 04:17 am (UTC)
From: [identity profile] max630.livejournal.com
Я лично вижу это:

% This manual is copyright (C) 1984 by the American Mathematical Society.
% All rights are reserved!
% The file is distributed only for people to see its examples of TeX input,
% not for use in the preparation of books like The TeXbook.
% Permission for any other use of this file must be obtained in writing
% from the copyright holder and also from the publisher (Addison-Wesley).


при чём тут Кнут?

Date: 2007-03-06 12:31 am (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Во-первых, Кнут эти строки написал. Это в конце концов его книга, верно?

Во-вторых, Кнут действительно передал копирайты на программы TeX & friends, шрифты и книги Американскому Математическому Обществу. И тогда же объяснил, почему: охрана авторских прав требует времени, а он человек занятой (он, как известно, не имеет e-mailа и редко отвечает на письма, см. http://www-cs-faculty.stanford.edu/~knuth/email.html). Это не значит, что он не считает такую охрану делом ненужным: когда Slackware стало распространять версию NTeXа с модифицированными шрифтами, не изменив названий файлов, как положено по лицензии, Кнут прервал своё уединение для довольно громкого протеста.


Кстати, если Вы полагаете, что воровать у AMS почему-либо более морально, чем воровать у Кнута, то Вам следовало бы знать, общество вложило достаточно много сил и денег в развитие свободного ПО. Если говорить только о TeXе, то именно AMS оплатило создание AMS(La)TeXа, огромного количества дополнительных шрифтов, помогло созданию TeX Users Group, оплачивает деятельность многих TeXников и т.д. и т.п.

Profile

scholar_vit: (Default)
scholar_vit

January 2019

S M T W T F S
  12345
678 9101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 14th, 2026 07:28 am
Powered by Dreamwidth Studios