scholar_vit: (Default)
[personal profile] scholar_vit

В [livejournal.com profile] ru_tex завязалась любопытная дискуссия. Как мне кажется, она многое говорит о том, как воспринимается закон, правопорядок - и порядочность. Эти вопросы, однако, выходят за рамки тематики сообщества [livejournal.com profile] ru_tex, поэтому поговорю о них тут.

Предыстория такова. Дональд Кнут в своё время создал замечательную программу TeX и нарисовал шрифты (Computern Modern). Хорошие программы для вёрстки и шрифты профессионального уровня (с лигатурами и математическими символами) всегда стоили больших денег. Даже очень больших. Кнут вполне мог бы продавать свои шрифты и программу - как многие считают, одну из самых красивых программ героического периода компьютерной науки, - но он предпочёл свободно отдать их всему миру. Это был отнюдь не случайный шаг: когда молодой фирме Adobe стало известно, что Кнут работает над программой для вёрстки, она предложила оплатить его труд - с тем, однако, чтобы результат потом продавался. Кнут отказался. У него вообще довольно сильные убеждения по поводу свободы информации: он считает, что алгоритмы, как и математические теоремы, есть достояние человечества. Теперь TeXом и программами, созданными на его основе, пользуются много людей на всей планете (список больших коллекций в последнем TeXLive включает: арабский, армянский, африканские языки (частично), британский и американский варианты английского, венгерский, вьетнамский, голландский, греческий, датский, иврит, индийские языки, испанский, итальянский, кириллические языки, китайский, японский и корейский, латынь, маньчжурские языки, монгольский, немецкий, норвежский, польский, португальский, тибетский, финский, французский, хорватский, чешский и словацкий языки, шведский). Практические вся математическая литература печатается в TeXe, в TeXе набирается значительная часть естественнонаучных книг и журналов (многие научные журналы, которые принимают рукописи в других форматах, просто шлют их в Индию, где их перебивают в TeXе) и многое другое. За всё это Кнут, естественно, не получает ни цента.

Кнут написал книгу The TeXbook - справочник по TeXу. Эта книга продается. Но рукопись книги - файл texbook.tex - Кнут выложил в открытый доступ, чтобы народ мог посмотреть, как набрано то или иное сложное место. Он, однако, предупредил, что её нельзя без разрешения компилировать в удобный для распечатки или чтения с экрана вид. Для того, чтобы этого не сделали случайно, в начало вставлен простенький бесконечный цикл. Удалить его легко, но предполагается, что человек, который откроет в редакторе файл, увидит там запрет на компилирование и устыдится.

Замечу, что эта книга - отнюдь не единственный учебник или справочник по TeXу. Есть огромное количество свободно распространяемых пособий, см. http://ctan.tug.org/tex-archive/info/ и документацию в других директориях архива CTAN. Они написаны тысячами добровольцев; признаюсь, что и ваш покорный слуга приложил руку к написанию и переводу свободной документации, а также к написанию свободных TeXовских пакетов. Люди, знающие мою не-ЖЖшную ипостась, легко найдут меня в каталоге CTANа. Так что книг, по которым можно изучать TeX, ничего не заплатив его автору или кому бы то ни было ещё, довольно много.

Это всё предыстория. А история такова. В сообществе [livejournal.com profile] ru_tex появилась запись некоего [livejournal.com profile] kotos:

Если кому-то это ещё нужно, то откопилированный pdf-файл до 28 марта 2007 года (а может и дольше - как знать...) будет лежать тут: http://sluza.ifolder.ru/1201158
Меня несколько удивила ситуация, и я заметил:

А просьба Кнута именно этого НЕ делать, значит, по фигу?

Ну-ну.

Ответ одного из членов сообщества под интересным псевдонимом "Все честные люди Родины" меня поразил. Собственно, там было два ответа, но первый [livejournal.com profile] gilmor удалил. Поэтому приведу только второй, который, как утверждает его автор, "без эмоций":

А если без эмоций, то вот как. Кнут просил не компилировать ЕГО макет, хотя это полностью обесценивает идею использовать его "для примера". Для примера чего? Как брать пример, не зная, куда он ведёт?

Но здесь речь совсем не о Кнуте. Здесь речь о подлых и алчных мерзавцах, которые перевели Кнута, затем крепко нажились, спекулируя им. Которые продавали эту книгу за такие деньги, что у меня волосы дыбом встали. Которые на вопрос о том, когда макет будет выложен в свободный доступ, отвечают, что они до такой степени НЕНАВИДЯТ людей, что не пожелают сделать для своих читателей ни-че-го.

И по отношению к тем, кто сделал из книги Кнута повод для воровства, кто запихивает свои липкие ручонки в карман читателя и старается выскрести оттуда чужие деньги -- по отношению к таким ворам нет человеческой морали.

Им воздаётся за те мерзости, которые они совершили. Им воздаётся за их войну с людьми.

Я должен заметить, что сам я далеко не однозначно отношусь к авторским правам (а также к патентному законодательству). В духе американского подхода я полагаю, что они имеют смысл только утилитарный: как нечто, способствующее "Прогрессу Науки и Полезных Ремёсел". Мне кажется, что нынешнее безумное увеличение срока действия авторских прав и агрессивное преследование нарушителей - этому прогрессу не способствует, и потому вредно. Я стараюсь соблюдать законодательство своей страны из тех же соображений, из которых Сократ в платоновском диалоге выполнил приговор афинского суда. Но эти соображения заставили его выпить цикуту, но не заставили объявить приговор правильным или моральным. Я не считаю заботу о доходах Walt Disney Corporation от созданного в первой трети прошлого века мульт-мышонка правильной идеей.

Однако меня поражает тезис, что у автора нет даже моральных прав на свой текст. В комментарии выше [livejournal.com profile] gilmor начинает с наезда на Кнута. Он уверен, что именно он, а не ныне здравствующий Кнут имеет право решать, что обесценивает идею Кнута, а что нет.

Переход к филиппикам по адресу переводчиков и издателей (потративших массу труда и сил на подготовку книги) также весьма интересен. Взять чужое без спросу - конечно, нехорошо. Однако всякое бывает. Трудно осуждать голодного, укравшего булку, чтобы наесться. Или человека, у которого не нашлось 120 руб. (ста двадцати рублей) на нужную книгу. В конце концов за эти деньги в России можно купить почти пять буханок белого хлеба (в ценах прошлого года)! Но если наш несчастный голодный встаёт при этом в позу оскорблённой невинности, выпячивая грудь и заявляя: "J'accuse" по отношению к людям, совершившим ужасную "мерзость" перевода, редактирования и печатания книги, - это уже совсем особенная позиция.

Эта история напомнила мне, как дизайнеры сайта Путина воровали чужие фотографии. Опять же, взять без спросу чужой снимок - нехорошо. Тем более, когда это делает явно не бедная организация вроде Управления пресс-службы и информации Президента РФ. Но всё бывает - кто знает, может, именно гонорара за эту фотографию не хватало для округления Стабфонда России. Однако вырезать из снимка копирайт и фамилию автора - это уже требует особого бесстыдства. Вроде такого, которое нужно, чтобы раздавать откомпилированный The TeXbook.

Ещё одна ассоциация - это характерная фраза [livejournal.com profile] gilmor: [П]о отношению к таким ворам нет человеческой морали. Это ведь в точности фраза Гайдара из знаменитого письма Соросу. И это совпадение наводит на один очень печальный вывод.

Если заглянуть в журнал [livejournal.com profile] gilmorа, натыкаешься на советский флаг. Его Bio звучит так: Я родился и вырос в лучшей из стран мира -- в Союзе Советских Социалистических Республик. Я клялся быть всегда готовым к борьбе за дело великого Ленина -- и готов. Казалось бы, нет никого дальше от этого человека, чем Гайдар или веб-дизайнер Путина. Но тем не менее в их словаре, а также в их отношении к тому, что можно и чего нельзя - есть нечто общее. Это общее содержится во фразе [П]о отношению к [нужное вставить] нет человеческой морали. Это бесстыдство, возведенное в принцип.

И это, наверное, и есть одно из самых тяжких наследий Советской власти.

Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Date: 2007-02-27 02:20 am (UTC)
From: [identity profile] animus-ater.livejournal.com
Не желая углубляться в тонкости отношения к авторскому праву (с вашей позицией согласен совершенно, что по поводу Микки Мауса, что по поводу Кнута), хочу отметить, что коротко и шикарно эту мысль (хотя и более глобально) выразил Найман в пересказе Довлатова:
"Толя, - зову я Наймана. - пойдемте в гости к Леве Рыскину".
"Не пойду. Какой-то он советский".
"То есть как это - советский? Вы ошибаетесь! "
"Ну, антисоветский. Какая разница? "

Date: 2007-02-27 02:34 am (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
С точки зрения последователя ленинских идей, Гилмор от курса не отклонился. "Грабь награбленное", "Экспроприация экспроприаторов", и вообще морально то, что на пользу революции.
А вот Гайдар с Путиным как-то сошли с капиталистической морали. У них в душе, поди, тоже советский флаг висит, и цитатничек к сердцу прижат.

Date: 2007-02-27 02:55 am (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
Вы только ради бога не воспринимайте [livejournal.com profile] gilmor'а серьёзно. Это человек (точнее жж-аккаунт) сделавший свою жизнь стёбом.

Ну, это на случай если вы раньше с ним нигде не пересекались. Очень рекомендуется к изучениею ветка чем дальше в будущее, тем чаще и больше немцы будут в Москве

Date: 2007-02-27 03:35 am (UTC)
From: [identity profile] object.livejournal.com
Растущая с годами гордость за свою былую принадлежность к СССР - это все-таки очень тяжелый диагноз.

Date: 2007-02-27 03:53 am (UTC)
tobotras: (Default)
From: [personal profile] tobotras
Ощущение давно, что это не стёб, а органическое поражение мозга.

Date: 2007-02-27 04:34 am (UTC)

Date: 2007-02-27 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] miram.livejournal.com
Кому что, а меня поразил разброс цен. Что в российских лавках стоит с разбросом почти вдвое ($4+ -- $7+), то в аналогичной белорусской еще вдвое дороже (около $15).

Date: 2007-02-27 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] ipain.livejournal.com
Но тем не менее в их словаре, а также в их отношении к тому, что можно и чего нельзя - есть нечто общее.

да, действительно есть нечто общее. методики пропаганды. вот помню такие же фразы про суть капитализма. а вы похоже забыли.

Date: 2007-02-27 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
А разве Кнут запрещал транслировать исходник русского первода TeXbook? Или я неправ?

Я скачал и посмотрел (после чего стер файл). Это тот самый ужасающий русский перевод. Читать его противно и с нормальными-то шрифтами. Интересный вопрос -- откуда товарищ взял исходники перевода. Подозреваю, что это уж точно заслуживает осуждения.

Date: 2007-02-27 06:50 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
From: [personal profile] vitus_wagner
Во-первых, это человек, а не ЖЖ-аккаунт. Я его в лицо видел. В ФИДО он, заметим, точно такой же как, и в ЖЖ.

Во-вторых, таких как он в России много. Поэтому воспринимать его серьезно и рассматривать в качестве характерного экземпляра определенного слоя постсоветской интеллигенции - вполне разумно.

Date: 2007-02-27 06:50 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
From: [personal profile] vitus_wagner
Боюсь что не для Гилмора, а для того, что получилось на месте СССР.

Date: 2007-02-27 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] hleg.livejournal.com
По отношению к [террористам] нет человеческой морали.
США - наследники Советской власти???

Date: 2007-02-27 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] bob623f.livejournal.com
Не запрещал. Даже написал предисловие к нашему переводу (1993 г., РДТЕХ). Предисловие почему-то отсутствует в файле.

Права на перевод, издание и распространение книги получены от AMS и Кнута еще 15 лет назад. Кроме того, в русском файле, насколько я помню, нет фразы про запрет компиляции. Но в любом случае - это наш файл, не Кнута.

Каким образом книга потом, в 2003 году, была издана в украинском Вильямс не знаю. Качество перевода не буду обсуждать - если бы книги не было, распространение ТеХ в России было не таким как сейчас.

Date: 2007-02-27 07:59 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
From: [personal profile] vitus_wagner
Ага. Нельзя 50 лет вести холодную войну и не нахвататься.

Date: 2007-02-27 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
На мой взгляд у автора действительно нет "моральных прав" на "свой текст". У него, как и у всех людей, есть право просить чего-то не делать. И в данном случае эту просьбу стоило бы уважить. Но именно просить, а не требовать. И это никак вообще не связано с "копирайтом" (от юридического аспекта я отвлекаюсь)

Date: 2007-02-27 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Это очень старая теория. Думаю, что ей столько лет, сколько человечеству. Забавно тут другое - [livejournal.com profile] scholar_vit рассуждает в терминах собственности. Плохо то тут то, что не выполнена просьба уважаемого человека, а вовсе не то, что "взяли без спроса".

Date: 2007-02-27 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] bob623f.livejournal.com
Да, и анекдот, в догонку, известные шрифты "Самарина"-Глонти, первые русские шрифты, были сделаны мной (первые 12 букв) и Наной Глонти. Затем Самарин их положил в CTAN, не имея к их созданию никакого отношения.

Ну и что? Может быть теперь книгу назвать "Все про ТеХ" kotos-Кнута?

Date: 2007-02-27 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] svensk-vanja.livejournal.com
соседний пост в моей ленте
http://poruchik-sr.livejournal.com/570426.html?mode=reply
очень наглядно

Date: 2007-02-27 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Да не имеет это отношения к просьбе уважаемого человека. Сей [livejournal.com profile] kotos оттранслировал файл с русским переводом, в котором никакой такой просьбы Кнута не содержится. Именно что "взял без спроса", и это уже совершенно другая история.

Date: 2007-02-27 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] kislin.livejournal.com
Это скорее диагноз нашей действительности

Date: 2007-02-27 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Вы знаете, 15 лет назад чуть ли не все советские люди поголовно мечтали разбогатеть --- ну время такое было, интересное:) Соответственно, боялись свободного распространения и пр. А вот сейчас, когда столько лет прошло, Вы не хотите сделать доброе дело и самостоятельно выложить файл с этим самым переводом в открытый доступ? По-моему, это был бы красивый и правильный поступок. Потому как уж в одном-то я с Вами заведомо согласен: невзирая на качество перевода, книжка была полезна. И сейчас тоже нужна и полезна.

Date: 2007-02-27 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] aburachil.livejournal.com
Качество перевода действительно лучше не обсуждать ;-) А кто перевёл The Metafont Book? (Она у меня кажется тоже из издательства Вильямс)

Date: 2007-02-27 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] bob623f.livejournal.com
Насколько я понимаю, те же украинцы.

Но уж Метафонт сейчас точно не нужен. Разве что как исторический памятник. Неужели Вы с ним работаете?!

Date: 2007-02-27 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] bob623f.livejournal.com
Да нет, неправда это. Иначе бы мы не выложили шрифты в свободный доступ.
Уж люди, которые делали русский ТеХ, уже тогда очень хорошо знали что такое free software.

А по поводу ТеХ book надо узнать еще у переводчиков, ведь помимо юридических прав есть этические нормы.

Date: 2007-02-27 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com
Гилмор - известнейший провокатор. Это не наезд на него, а, напротив, искреннее им восхищение. Его провокации зачастую потрясающе красивы. Кому как, а мне всегда интересно пытаться на них отвечать. При этих попытках, если совершать их честно, узнаёшь много нового о собственных истинных взглядах. Причём провокатор он не только в сетях, но и в жизни. Вся его биография - провокация. Выбранное Витусом слово "стёб" не совсем точное.

... Veni, vidi, evasi, narravi ...

Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Profile

scholar_vit: (Default)
scholar_vit

January 2019

S M T W T F S
  12345
678 9101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 14th, 2026 03:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios