scholar_vit: (Default)
[personal profile] scholar_vit

Эта гипотеза - не совсем моя. Она родилась в разговоре с моим другом С. Мне она кажется очень правдоподобной, а самое главное - она объясняет ряд несообразностей в распространённой интерпретации событий.

Напомню, о чём идёт речь. Как выяснила NYTimes, NSA после 9/11 по прямому распоряжению президента начала подслушивания телефонных разговоров американцев без ордера, который выдаёт специальный секретный суд (FISA court). Администрация пытался воспрепятствовать публикации этих материалов (и NYT долгое время их не решалась печатать), а когда они были напечатаны, заявила, что это работает на руку террористам, так как раскрывает методы разведки.

Теперь давайте перечислим несообразности. 1. FISA court выдал за 25 лет работы несколько тысяч ордеров, и отказал только в четырёх. Почему президент был настолько уверен, что суд откажет в ордере, что даже не стал обращаться к нему? 2. Администрация заявила, что для работы ей было нужно изменение в законе, но из консультаций с конгрессменами стало ясно, что это изменение не пройдёт. Поэтому было решено нарушить закон на основании "широких полномочий исполнительной власти по защите страны". Напомним, что в это же время Конгресс в пожарном порядке принимал Patriot Act, где разрешил секретные обыски, секретную проверку банковских данных и библиотечного абонемента без всяких ордеров и многое другое. Чего же хотел президент, что этот Конгресс ему дать не мог? 3. Террористы, несомненно, знают, что большинство ордеров на подслушивание FISA court удовлетворяет. Неужели разница между 100% и 99.97% настолько велика, что никак нельзя, чтобы террористы о ней узнали?

Все эти несообразности левые списывают на глупость и наглость президента, а правые - на политическую ошибку (что на деле то же самое). Видит Бог, я не защитник W. Но я против подобных объяснений, потому что они ничего на самом деле не объясняют, вводя на каждый факт новую ошибку, т.е. новую сущность. На самом деле есть очень простая интерпретация, вполне удовлетворяющая условию Оккама. Ею мы и займёмся.

NSA - это одно из самых секретных ведомств США, куда секретнее ЦРУ и военной разведки. Долгое время само существование NSA было государственной тайной. Но потом его существование рассекретили, а пару лет назад в газетах была очень интересная дискуссия о методах NSA и о том, правильно ли оно расходует казённые деньги. В дискуссии бывшие сотрудники разведки говорили, что NSA старается убедить intelligence community, что засылка шпионов (на жаргоне специалистов humint, human intelligence) устарела, а новые мощные компьютеры всё сделают сами. Как стало ясно из этих дискуссий, NSA перехватывает огромное количество иностранных телефонных переговоров, а затем пытается выловить из них разведданные. Эта задача похожа на задачу спамоловилки: надо просмотреть текст и решить, спам он или не спам. Но она, конечно, гораздо сложнее: там не текст, а звучащее слово, на разных языках, к тому же террористы вряд ли прямо говорят по телефону о своих планах, и надо распознавать систему намёков, которая постоянно меняется. Люди физически не способны даже прослушать те терабайты разговоров, которые всё время поступают в NSA. Но компьютеры и математики работают - кстати, NSA является крупнейшим в мире работодателем математиков.

Для нас сейчас неважно, кто прав - сторонники humint или сторонники машинной обработки телефонного перехвата. Важно запомнить, что NSA записывает огромное количество телефонных разговоров, но по закону - только иностранных. Подслушивать без разбора телефоны американцев NSA по закону не может.

Идеи компьютерной ловли террористов давно занимают исполнительную власть. Одним из громких скандалов в связи с этим был проект адмирала Пойнтдекстера. Адмирал предлагал собирать терабайты информации из открытых баз данных - что люди покупают, куда ездят и т.д., то, что так любят отделы маркетинга - и искать в них закономерности. Грубо говоря, чтобы надеть пояс шахида, нужно купить штаны на пару размеров больше. Возможно, самообучающаяся система сама найдёт корреляцию между вдруг возросшим размером штанов и терактами и потом будет отлавливать тех, кто стал покупать штаны большего размера, чем раньше. А потом уже следователь-человек разберётся, кто из них террорист, а кто заболел нарушением обмена веществ. Конгресс категорически отказался поддержать эти идеи и использовал один из главных рычагов, данных ему конституцией: запретил тратить деньги на этот проект.

Итак, представим себе, что Буш одобрил расширение программы по широкомасштабной компьютерной обработке телефонного перехвата на разговоры американцев. Неясно, идёт ли речь о внутриамериканский или о международных переговорах, какой процент разговоров прослушивается и так далее. Ясно только, что их много, и что критерии отбора достаточно широкие. Типа "все разговоры с Ближним Востоком". Это объясняет, почему эта деятельность была получена именно NSA, а не, скажем, FBI.

В эту гипотезу укладываются все отмеченные выше несообразности. Ясно, что FISA court никогда бы не согласился на такую деятельность. Он по статуту даёт разрешения на прослушивание конкретных лиц, если есть основания считать, что оно (прослушивание) имеет разведывательную ценность. Он не может дать ордер на оптовое прослушивание разговоров, чтобы ПОТОМ найти в КАКОМ-НИБУДЬ из них разведданные. Это называется на здешнем жаргоне fishing expedition, и в прецедентном праве твёрдо установлен запрет на такие вещи как противоречащие Конституции. Более того, если в результате такой fisihing expediiton появятся основания подслушивать конкретного человека, с ними даже в секретный суд идти всё равно нельзя: судья спросит, а как именно получены эти основания? Далее, даже после 9/11 и даже республиканский Конгресс не мог согласиться на такое - они даже гораздо более невинно звучащий план Пойнтдекстера не одобрили. И понятно, что знание того, что NSA слушает ОПТОМ не только зарубежные, но и американские телефонные разговоры, нетривиально и ценно для террористов. Таким образом, наша гипотеза правдоподобно и единообразно объясняет все наблюдаемые явления, и потому заслуживает принятия в качестве рабочей гипотезы.

Хорошо или плохо такое оптовое прослушивание? Да, у меня есть чувство самосохранения, и я не хочу погибнуть в теракте. Тем более, что для меня, как для жителя Северной Вирджинии, в 20 минутах езды от Пентагона, опасность выше, чем для большинства других американцев. Я понимаю, что за безопасность надо платить. Но мне кажется, что не всякая цена за (часто иллюзорную) прибавку к безопасности приемлема. В конце концов, если мы наденем на наших женщин паранджи, терактов будет, наверное, меньше - но мы ведь не спешим покупать паранджи. Опыт работы ФБР и использования того же Patriot Act показывает, что исключительные меры, введенные для борьбы с конкретным злом, в итоге становятся привычным орудием из арсенала полиции и находят всё более широкое применение. Сегодня ищем террористов, а завтра боремся с крамолой или вообще подслушиваем разговоры лидеров конкурирующей партии. Хотим ли мы, чтобы наши телефонные звонки прослушивались "на всякий случай"? Хотим ли мы, чтобы мечта властей о полном контроле, которая была неосуществима по техническим причинам в СССР (компьютеры были не те!), была реализована в США? Иначе говоря, хотим ли мы, чтобы защита свободы, о которой много говорит Буш, делалась путем строительства тоталитарного государства? По-видимому, американцам надо найти в себе мужество посмотреть правде в глаза и ответить на эти вопросы.

Date: 2005-12-29 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] pussbigeyes.livejournal.com
Этот сценарий сам собой напрашивается. Потому и занервничали после огласки. Я, когда услышал, что-то такое сразу подумал (без деталей и привязки к АНБ) именно про массовое прослушивание и data mining.

Date: 2005-12-29 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Ну, я же не говорю, что Америку открываю. Это действительно на поверхности.

Date: 2005-12-29 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Во-первых - к идеям NSA не стоит относиться иронмически. Я в свое время служил в части, которая занималась аналогичной деятельностью (слушали в основном переговоры американских военных, но технически можно было слушать еще много чего - прессу, впрочем, и слушали, только в Москве - там пеленгация и проблемы региональной слышимости не очень важны).

Как ни смешно, но даже из шифрограмм не поддающихся декодированию, можно узнать очень много - как минимум - факт связи между двумя (обычно идентифицируемыми) источниками и их местоположение, во-вторых - по форме шифрограммы тоже можно делать определенные выводы. В конце концов - даже сам факт использования защищенного канала резко выделяет его среди прочих.

Я еще раз - это вполне реально полезная информация. Сама по себе она недостаточна, но при наличии других наводок - она очень помогает при анализе.

Стоит ли - вопрос сложный. Ради защиты от терроризма - точно нет. Деятельность No Such Agency к борье с терроризмом имеет отношения очень мало, а вот к тому, чем занималась часть, где я служил - весьма много. Психологию людей из служб электронной разведки я хорошо представляю - она именно такая - собрать максимум информации и далее пытаться что-то из нее выудить. Терроризм тут всего лишь повод реализовать давнюю мечту. Однако надо понимать, что мечта эта вполне рациональна.

Date: 2005-12-29 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Не всякую, даже рациональную, мечту надлежит реализовывать. Как писал мой любимый Салтыков-Щедрин: "Давеча приходил генерал Крокодилов, говорил об идеалах. Мол, мой идеал - кутузка. Мы уши и развесили, а теперь сами сидим".

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2005-12-29 08:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rivig.livejournal.com - Date: 2005-12-29 09:00 pm (UTC) - Expand

Date: 2005-12-29 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] syarzhuk.livejournal.com
Опыт работы ФБР и использования того же Patriot Act показывает
А есть примеры злоупотреблений? Я глянул на сайт ACLU - там всюду говорится, что полиции/ФБР даётся слишком много прав, но я не заметил ни одной реальной жалобы человека, права которого нарушили именно благодаря ему.
(Я не утверждаю, что Patriot Act хорош или плох, я просто по этому вопросу "не в теме").

Date: 2005-12-29 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Историю с PETA читали? Я не очень люблю этих сумасшедших и полагаю, что жизнь человека важнее жизней милых собачек и кошечек, на которых испытывают лекарства. Но от того, что ФБР внедряет туда осведомителей и провокаторов, мне не по себе.

(no subject)

From: [identity profile] trurle.livejournal.com - Date: 2005-12-29 09:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2005-12-29 09:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-increp708.livejournal.com - Date: 2005-12-29 09:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trurle.livejournal.com - Date: 2005-12-30 02:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2005-12-30 03:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-p.livejournal.com - Date: 2005-12-30 03:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trurle.livejournal.com - Date: 2005-12-30 04:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-increp708.livejournal.com - Date: 2005-12-29 09:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] syarzhuk.livejournal.com - Date: 2005-12-30 10:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2005-12-30 03:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-p.livejournal.com - Date: 2005-12-31 03:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2005-12-29 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] dikayasobaka.livejournal.com
Такие жалобы есть.
Скорее, я бы поставил вопрос так - каков прогресс в реальной контр-террористической деятельности? Насколько я могу судить, он ничтожен.

Date: 2005-12-29 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] glocka.livejournal.com
Святая наивность! Если одну контору рассекретили и превратили в красную тряпку для быка, то только для того, чтобы отвлечь от остальных 5000.

Date: 2005-12-29 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] semen_serpent.livejournal.com
Ну именно так эту информацию восприняли и я, и все мои коллеги. Насколько я знаю, об этом готовился по крайней мере один печатный комментарий, но на свет он не появился.
АНБ -контора серьезная, но легко обходится сведущими людьми. Например, чтобы обойти его фильтры, в течение некоторого времени в переписке по электронной почте одного человека называли Упинт. Всего-навсего.

Date: 2005-12-29 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Ну, я не претендую на лавры. Я просто постарался аккуратно сформулировать некие более или менее очевидные вещи.

А кто Ваши коллеги?

(no subject)

From: [identity profile] semen_serpent.livejournal.com - Date: 2005-12-29 08:17 pm (UTC) - Expand

В том-то и дело!

From: [identity profile] semen_serpent.livejournal.com - Date: 2005-12-29 08:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2005-12-29 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] emdrone.livejournal.com
Я вижу тут 2 несообразности.

Первая в том, что массово пишут уже лет 10 как минимум, все подряд - почитайте про систему Эшелон. Вспомните как в газетах пишут, что террорист X переговаривался по телефону с берлинским гнездом в Y - и поймите, что эти данные извлекли пост-фактум (т.е. после события Z) из писанных масс информации по ключевым словам/номерам/... Вспомните скандал с Sibel Edmunds - не в ней дело, но - которую наняли на работу во время массовой волны наймов после 9-11 расшифровывать писанные разговоры и проч.

Вторая несообразность в вашем заключении ("Я понимаю, что за безопасность надо платить."). Война с абстрактным существительным - фикция. Полная фикция, вроде Советской Угрозы, которой оправдывали массовую обработку населения: школьников заставляли физически нырять под столы, как у собак Павлова воспитывая рефлексы - понятно, что стол в виде защиты от ядерной бомбы не имеет смысла.
Сегодня те же самые, физически те же самые люди запустили по тем же самым принципам выдуманную "войну с террором" - для управления собственным населением и для оправдания геополитического похода за захват власти в мире (благо СССР больше нет).
Вы платите не за безопасность, а за отвязанность своих правителей, готовых убивать для острастки некоторых собственных граждан чтобы постоянно запугивать всех остальных.

Date: 2005-12-29 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] semen_serpent.livejournal.com
Вы не въехали. "Эшелон" - сканирование информполя ЗА ПРЕДЕЛАМИ США. Электронное письмо из Москвы в Москву - перехватывается. А из Вашингтона в Эр-Рияд - нет. Табу. Verboten.
Новая ступень - сканирование телефонных, радиотелефонных переговоров, переписки и т.д. АМЕРИКАНСКИХ АБОНЕНТОВ.

Date: 2005-12-30 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] semen_serpent.livejournal.com
Нет, не на лету и не сейчас.
http://www.redstar.ru/2001/06/26_06/3_02.html
http://nvo.ng.ru/spforces/2000-08-11/7_perehvat.html
http://www.strana.ru/stories/01/04/24/1497/archive.html
http://www.agentura.ru/dossier/misc/echelon/
http://www.inosmi.ru/print/144739.html

Date: 2006-01-01 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] prof-yura.livejournal.com
выдуманную "войну с террором"

Сильно сказано!

Date: 2005-12-29 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] dikayasobaka.livejournal.com
Очень интересная гипотеза. Спасибо.

Date: 2005-12-29 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] psicheya.livejournal.com
A вот еще на ту же тему статья: NSA's internet site has been placing files on visitors' computers that can track their web-surfing activity despite strict federal rules banning most of them. (http://www.nytimes.com/aponline/technology/AP-Spy-Agency-Privacy.html)

Там, кстати, подтверждается Ваша теория:

Bush has stressed that his executive order allowing the eavesdropping was limited to people with known links to al-Qaida. But on its website Friday, the Times reported that the NSA, with help from American telecommunications companies, obtained broader access to streams of domestic and international communications.

Пятничную статью, на которую здесь ссылка, я, правда, не нашла. То ли это я чайник, то ли ее уже убрали потихоньку :)

Date: 2005-12-29 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] nevelichko.livejournal.com
эта же информация (а вовсе уже не гипотеза) прозвучала 5 дней назад по CNN и на страницах NYT: http://www.cnn.com/2005/POLITICS/12/24/domestic.spying.ap/index.html

Date: 2005-12-29 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Чукча не читатель, чукча - писатель :)

(no subject)

From: [identity profile] wandering-.livejournal.com - Date: 2005-12-29 09:49 pm (UTC) - Expand

Date: 2005-12-29 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] yellow-rat.livejournal.com
А прекрасная мысль - всем миром дружно принять ислам, решив проблему исламской экспансии раз и навсегда :) Сижу, радуюсь.

Date: 2005-12-29 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] wandering-.livejournal.com
>Итак, представим себе, что Буш одобрил расширение программы по широкомасштабной компьютерной обработке телефонного перехвата на разговоры американцев. Неясно, идёт ли речь о внутриамериканский или о международных переговорах, какой процент разговоров прослушивается и так далее. Ясно только, что их много, и что критерии отбора достаточно широкие. Типа "все разговоры с Ближним Востоком". Это объясняет, почему эта деятельность была получена именно NSA, а не, скажем, FBI.

Мне кажется предположение,что на самом деле Буш дал директиву на fisihing expediiton или т.н. blanket surveillance слишком маловероятно.
Потому что тогда получается ,что они врали конгрессменам,а после опубликования утечки в NYT --на пресс конферениях и брифингах.
А это уже 100% импичмент,разве нет?

Date: 2005-12-30 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] emdrone.livejournal.com
А это уже 100% импичмент,разве нет?
Вообще-то за президенство буш наделал где-то импичментов на 5-6 easy:
- ложь для начала войны
- war unathorized by congress
- пытки
- (формальный пункт, но) раскрытие личности агента США
- применение фосфора против населения - запрещенное использование в кач. химоружия
- теперь ложь, тайные действия в обход положений по шпионству за собственным населением

Это не вспоминая о действиях по блокировке расследования 9-11
И о подтасовках выборов 2000 и 2004го

Для человека/хунты узурпировавшей власть и нарушившей все что можно было нарушить этот ваш "100 импичмент" ..., вы понимаете.
Да и кто будет импичить? "Элита" миллионеров в конгрессе, подписавшаяся на геополитическое завоевание мира (потому что иначе США просто придут к кризису)?

(no subject)

From: [identity profile] wandering-.livejournal.com - Date: 2005-12-30 01:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] emdrone.livejournal.com - Date: 2005-12-30 05:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wandering-.livejournal.com - Date: 2005-12-30 05:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2005-12-30 06:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2005-12-30 02:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wandering-.livejournal.com - Date: 2005-12-30 04:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2005-12-31 07:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-p.livejournal.com - Date: 2005-12-31 01:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2005-12-31 03:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prof-yura.livejournal.com - Date: 2006-01-01 07:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2006-01-02 04:32 am (UTC) - Expand

Date: 2005-12-30 02:24 am (UTC)
From: [identity profile] zanuda.livejournal.com
Чисто теоретически - одно из разумных объяснений. Возможно имелось в виду не такое глобальное фильтрование, а скажем, перехват всех первых звонков на свежекупленные в Пакистане спутниковые телефоны (Бин Ладен когда-то хвастался, что два раза одним телефоном не пользуется). До публикации народ верил, что звонок из штатов с чистого телефона (например со свежекупленной за доллар симкартой) ни при каких обстаятельствах не перехватывается - публикация показала, что это не так.

Другое естественное объяснение, что в этом самом секретном суде работает секретарем прихожанин экстремистской мечети - у нас же affirvative actions во всю мочь работают. Уж если, из Гуантанамо протоколы допросов шли прямым путем в Сирию, то...

У меня когда-то девушка была ил Челябинска-40, с которой я обменивался довольно-таки откровенными письмами. 100% перлюстрация переписки в этом городе была официальным фактом. Достаточно естественно допустить, что люстраторы существа неодушевленные, так что если утечек информации от них нет их существование можно смело проигнорировать.

Date: 2005-12-30 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Боюсь, Вы не знаете правил оформления допусков в США

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2005-12-30 08:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2005-12-31 07:07 am (UTC) - Expand

А я...

Date: 2005-12-31 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] ezoran.livejournal.com
Поздравляю вас с новым годом!
Пусть в наступающем году все у вас будет замечательно, все ваши мечты станут реальностью!
Огромной удачи вам и вашим близким!

Re: А я...

Date: 2005-12-31 11:18 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Спасибо!

Удачи и счастья Вам в 2006

Date: 2006-02-15 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] syarzhuk.livejournal.com
President Washington, President Lincoln, President Wilson, President Roosevelt have all authorized electronic surveillance on a far broader scale.
Attorney General Alberto Gonzales

http://www.crooksandliars.com/2006/02/06.html#a7043

Date: 2006-02-15 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Да, Гонзалес зажигает

Profile

scholar_vit: (Default)
scholar_vit

January 2019

S M T W T F S
  12345
678 9101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 01:39 am
Powered by Dreamwidth Studios