scholar_vit: (Default)
[personal profile] scholar_vit

Когда я вспомнил легенду советского компьютерного дела, великого Шуру-Буру, меня попросили рассказать баечку про Шуру-Буру и компилятор алгола. Охотно это делаю.

Эту историю мне рассказали в 1980 году на лекции в Новосибирской летней школе юных программистов. Я готов поверить, что она - апокриф; хотя бы потому, что людей типа Ш.-Б. за границу не так уж часто выпускали. К тому же я её записываю только сейчас, через двадцать пять лет, и вполне мог за это время какие-то детали забыть, а какие-то добавить. Впрочем, это не так уж плохо и вполне соответствует стилистике устного народного творчества.

Я не знаю, поймут ли нынешние молодые эту историю. Они привыкли обращаться с компьютером панибратски: ты ему сказал, он тебе ответил. Ты опять сказал, он опять ответил. Или даже не сказал: мышкой щёлкнул, как в анекдоте про подводную лодку ("какой там норд-норд-вест, ты рукой покажи!"). В героические времена народ писал программы ручкой на листах бумаги. Потом их несли девочкам в перфораторскую, и те превращали их в стопки карточек с дырочками - перфокарт. С перфокартами было связано много забавных историй, но о них как-нибудь в следующий раз. Затем эти стопки загружались в компьютер, тот гудел, а потом из него выползала длинная полоса бумаги - распечатка. Над ней сидели опять же с ручкой, исправляли ошибки - и повторяли процесс. В очень продвинутых местах стояли телетайпы: нечто вроде пишущей машинки размером с хороший стол. Ты что-то печатал на телетайпе, а он печатал в ответ. Если среди моих читателей есть ветераны, попробуйте вспомнить, сколько регистров было у советских рулонных телетайпов (5 очков), в каком регистре была буква "Щ" (10 очков) и что нужно было нажать, чтобы эту букву напечатать (15 очков).

Так вот, легенда рассказывает, что поехал Шура-Бура в Англию, где показали ему один из первых компиляторов алгола. Алгол тогда существовал в качестве описания языка в журналах и книжках, и англичане им страшно гордились. Шура-Бура сел за телетайп и стал печатать. Минут через десять хозяева предложили продолжить экскурсию по ВЦ. "Мне нужно ещё полчаса," - ответил Ш.-Б. Вежливые англичане стали ждать.

Через обещанные полчаса патриарх встал. А телетайп начал печатать следующий текст: "Ваш компилятор не умеет делать: [список]. Ваш компилятор неправильно делает: [список]." То есть за сорок минут Ш.-Б. прозвонил компилятор и проверил его на соответствие стандарту языка, который до того существовал лишь на бумаге.

Вот такая история из героических времён.

А сколько очков

Date: 2005-12-09 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] vchashu.livejournal.com
> "Щ" (10 очков) и что нужно было нажать, чтобы эту букву напечатать (15 очков).
за текст программисткой песни про букву Щ-Щ?

Re: А сколько очков

Date: 2005-12-09 11:23 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Зачёт автоматом?

Date: 2005-12-09 10:54 pm (UTC)
From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com
Фамиолия Вашего героя - Шура-Бура.
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Стоит ли привязываться к мелочам?

From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com
Может, и не стоит. Но хотелось бы дать ему ссылку на этот пост, а любому человеку неприятно читать свою перевранную фамилию.
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Я краснею от смущения.

Спросите у него, пожалуйста, как это было на самом деле, хорошо?
(deleted comment)
(deleted comment)
From: [identity profile] mochalkina.livejournal.com
еще Джеймс Форсайт жаловался, что ему никто ничего не рассказывает.

Date: 2005-12-09 11:26 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Спасибо. Исправил. Всё-таки интерференция с телетайпом помешала :)

Date: 2005-12-09 11:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
По-моему, спецификация Алгола в начале 1960х годов была двусмысленной (т.е. не был определен тип выражения if a=b then 1 else 2.0 - это целое или вещественное число?), и до ума ее довели уже в 1970е годы.

Date: 2005-12-09 11:14 pm (UTC)
From: [identity profile] dyak.livejournal.com
Несколько лет ежедневно работал на рулонном телетайпе на ЕС–1022, грузил систему и т. п., и сейчас обнаружил, что сам телетайп помню, а остальное... Впрочем JCL подавался и с перфокарт (кои мне лично порой приходилось долбить в случае срочности). А когда данных была тьма, так вводили с перфолент...

героические времена

Date: 2005-12-09 11:36 pm (UTC)
From: [identity profile] o-proskurin.livejournal.com
"В героические времена народ писал программы ручкой на листах бумаги."

В самом начале 90-х мой сын (тогда только вступивший в тинейджерский возраст) занимался в московском компьютерном клубе. Дома компьютера, разумеется, не было, и программы он писал в тонких школьных тетрадках. Они сохранились. Когда впоследствии он устраивался на работу в заокеанских штатах, наибольшее впечатление на работодателей произвели не его академические достижения и "производственный опыт" (он закончил Корнелл с отличием и со студенческих лет работал в разных компаниях), а эти самые тетрадочки.:)

Re: героические времена

Date: 2005-12-11 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] rivig.livejournal.com
у меня где-то дома (в Москве, правда) тоже есть такие тетрадочки. только тогда (начало 80-х) и компьютерных клубов никаких не было. работодателям показывать не пробовал, хотя такие вещи должны впечатлять - всегда нравится в людях passion.

Re: героические времена

Date: 2005-12-11 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] demoronizator.livejournal.com
Ох и дурит вас любимое чадо.

Re: героические времена

Date: 2005-12-11 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] o-proskurin.livejournal.com
Скорее шутит, правильно расставляя акценты. Что свидетельствует о развитом чувстве самоиронии. ("Настоящий" американец непременно рассказал бы о том, с каким уважением все отнеслись к его диплому Высшей Лиги и как были впечатлены послужным списком). А в том, что рассказ про тетрадочки (ну не думаете же Вы, что он их с собой на интервью носил?) произвел благоприятное впечатление и что все вдоволь повеселились - не сомневаюсь. Про тетрадочки же к слову пришлось (спросили, как вообще пришел к жизни такой и пр.).

Re: героические времена

Date: 2005-12-12 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] demoronizator.livejournal.com
Наиболее правдоподобных версий две:

1. Он над вами шутит, может из-за вашего собственного нежного отношения к терадочкам.

2. Его очень очень хотели взять на работу, что не удивительно выпускник Корнелла, отличник, делал что-то практическое в студенческие годы и согласен работать программистом, таких с руками отрывают.

Соответственно, когда он повел себя странно, все дружно закивали головами

- "Tetradochki" o, yes, it was cruel, USSR was a tough place to live

- O-o-o, it was not cruel, big mistake on my part, yes it was not cruel it was cool, it was super cool

- Yes, yes, yes the troubles you gone through to become a software engineer are simply astonishing, none of us will ever do that ourselves (I would go to a law school if I had to use paper to program).

- Yes, yes, yes it is very impressive simply unbelievable (I will say anything just take our offer and do not ask for more money).

Re: героические времена

Date: 2005-12-13 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] o-proskurin.livejournal.com
:):):)

Yes, yes, yes it is very impressive!

У меня только один вопрос: а что ж ему еще оставалось, кроме как быть "согласным работать программистом"?

Date: 2005-12-09 11:39 pm (UTC)
From: [identity profile] aleksiy.livejournal.com
Помню, на Миске (32?) (могу и ошибиться, но что-то вроде того) курсовую делал. Это было не по специальности, прошли курс , кой-чему научили и дали задание написать какую-то простенькую програму расчета некоего процесса. Ну написал я ее, старательно пробил перфокарты - на выходе галиматья. Раз пять пытался ее отредактировать и снова запустить (а что такое машинное время по тем временам вы сами понимаете), пошел на кафедру информатики - типа вот что получается, что делать-то? Проверили - вроде все нормально. Всякие разные специалисты надавали советов, я потерял еще целую кучу времени, в ожидании доступа к чудесной машине, потом, что тот Виннипух еще, еще и еще...

В общем дело кончилось тем, что преподаватель выдал мне чужую курсовую, сказал заменить личную информацию на титульном листе (для отчетности) и типа досрочно поставил мне пять балов.

Из чего я тогда сделал вывод, что все эти самые программеры-програмисты - просто хитрожопые мошенники и надо от этого дела держаться как можно дальше:)

В общем-то я и сейчас так считаю.

Date: 2005-12-09 11:46 pm (UTC)
From: [identity profile] aleksiy.livejournal.com
"На Минске"

Date: 2005-12-10 01:21 am (UTC)
From: [identity profile] ivan-gandhi.livejournal.com
А может быть - на Миксе?!

Date: 2005-12-10 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Да нет, просто преподаватели мошенники. Это бывает.

Date: 2005-12-10 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] aleksiy.livejournal.com
А какие у вас основания называть их мошенниками? Дали нестандартное задание , я его выполнил, машина отказалась его считать, я уперся как баран, достал всю кафедру по самое немогу, на предложения его заменить на что-то иное не реагировал, такое от природное упрямство, молодой был. Поставлена задача - надо ее решить.

Когда эта самая ситуация стала просто смешна - разумный и толковый препод потребовал у меня зачетку - поставил пять балов и выдал готовую курсовую. Просто он прекрасно знал, что при решении нестандартных задач багов в програмировании всегда хватало. И чем их искать, где и что начудил очередной бестолковый програмист и разработчик железа, и почему такая элементарная штука не работает, не проще-ли всем действующим лицам заняться своими прямыми обязанностями и не тратить на это свое драгоценное время?

Другое дело - вполне возможно, я это дело не очень внятно сформулировал.

P.S. Кстати, Сем, Как там дела с фаллуджей?

Вы мне как-то, по-моему даже в этом самом журнале, в ответ на мое замечание по поводу ноябрьской операции в ней, насчет тотального уничтожения всего, что движется, заявили "У Вас неверные сведения. Видимо, поэтому неверные выводы.".

Я тогда не стал интересоваться, на чем основано это ваше убеждение, ибо и так было понятно, что ни на чем. Просто вы сами для себя придумали какую устраивающую вас абстрактную модель, а все что в нее не укладывается - по вашему мнению просто основывалось на неверных сведениях.

Видеоматериал, как ее фактически с применением омп выжигали подкинуть?







Date: 2005-12-11 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] rivig.livejournal.com
извините, но для таких случаев в системе должно быть предусмотрено сообщение "User invalid. Replace and press any key", или в переводе на русский - нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. дали нестандартное задание, вы с ним не справились - бывает, программирование не ваша стихия, тут тоже талант нужен. преподаватель оценил ваше трудолюбие, и, возможно, упорство. причем здесь хитрожопость всех остальных программистов в мире?

disclaimer: я - программист, и в моей практике не было "нестандартных" заданий, с которыми я бы не справился. бывают задания трудоемкие, бывают скучные, бывают невозможные. бывают разные результаты - сделал; оценил и сказал, что это невозможно, или что не нужно этим заниматься вообще. но машина считать не отказывалась никогда, всегда где-то криво написано было (мной или другими).

я тех времен, когда машина "отказывалась" посчитать уже не застал (почти) по счастью.

О бедном гусаре

Date: 2005-12-11 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] aleksiy.livejournal.com
>но машина считать не отказывалась никогда, всегда где-то криво написано было (мной или другими).

Вот. Именно по этому я и отношусь с некоей опаской к вашей програмерской братии. Попробую пояснить.

Посмотрите немножко выше по топику, обратите внимание - там написано "на выходе галиматья". Ессно машина в письменной форме никого далеко и надолго не посылала и в молчанку не играла, что-то как-то считала. То есть более грамотно конечно было бы, если бы я написал "мащина нормально считать отказывалась", тут вы правы, но по сути-то, в общем вполне понятно, что я имел ввиду, не так ли?

Так вот, к чему я это. Есть такие страшные люди - филологи, думаю, вы про таких слыхали. Еще на нашей грешной земле водятся бюрократы. Я не говорю о работниках госструктур как таковых, а именно о таких вот "кондовых бюрократах", надеюсь, мне нет необходимости разжевывать это дело. А есть програмисты.

Все эти три, гм, ну..., пусть будет, сообщества индивидумов, объединяет благоприобретенное формализованное мышление.
Бюрократы его конечно используют на полную катушку, все должно соответствовать писанным правилам, как бы чего не вышло, но, как люди, поневоле пересекающиеся с реальной жизнью они как правило понимают, что это самое мышление в реальности в общем-то не очень работает. Соответственно поневоле выходят за его рамки. Филологи всю жизнь ищут грамммматические ошибки и найдя их, особенно если они находят их в представлениях оппонента - указывают на них и приходят от самого процесса в непонятный нормальному человеку неописуемый восторг. Програмисты же, любую оговорку воспринимают за чистую монету, ибо их мозг настолько поражен вирусом вышеупомянутого мышления, что по-другому они уже просто не могут. И, соответственно, начинают эту оговорку обрабатывать , переваривать, и на нее реагировать. Мышление програмиста - наиболее не защищено от информационных "вирусов", любой формальный сбой вызывает необратимые последствия.

Что вы собственно и продемонстрировали.

Когда-то была хорошая поговорка:

"Есть фильмы плохие, очень плохие и фильмы киностудии Довженко"

Если ее адаптировать к нашей конкретной дискуссии получится следующее:

"Есть люди бюрократы, есть филологи, а иногда встречаются и даже програмисты."

Date: 2005-12-12 01:37 am (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Ну таких "программистов" или "бюрократов" в чистом виде почти не бывает. Всякий человек в разные моменты времени выполняет разные роли, или ипостаси, если угодно. С компьютером я программист, а в жж скорее филилог...

Date: 2005-12-12 01:34 am (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com


На основе Ваших слов у меня больше оснований считать мошенниками преподавателей, чем у Вас — оснований считать мошенниками программистов. И на основе жизненного опыта больше, но такой опыт у каждого свой.



Фаллуджа в порядке. "Тотального уничтожения всего, что движется" там не было. Всякий интересный материал полезен; если считаете уместным, укажите, как на него посмотреть.

Re: О бедном гусаре

Date: 2005-12-11 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] breqwas.livejournal.com
Ерунда какая-то.

"Компьютер не может делать что-то неправильно. Он делает только то, что вы ему сказали делать. Вероятность того, что вы при написании курсовика встретите ошибку в процессоре, операционной системе, компиляторе или стандарте языка, достаточно низка, чтобы её можно было смело округлить до нуля."

(с) мой препод при раздаче заданий на курсовик.

ППКС.

Date: 2005-12-12 01:38 am (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Вероятность низкая, однако отлична от нуля. Компиляторы тоже люди пишут.

Date: 2005-12-12 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] breqwas.livejournal.com
Да - но не при написании курсовика студентом, только что начавшим изучать язык.

Date: 2005-12-12 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] breqwas.livejournal.com
То есть не то, чтобы я спорю с тем, что ошибки в компиляторах бывают. Я просто кардинально не верю в то, что эти ошибки может найти студент, пишущий первый в своей жизни курсовик.

Date: 2005-12-09 11:50 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-balki.livejournal.com
красиво! ;))

Date: 2005-12-09 11:59 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Героическое время... Я его хорошо помню. И на Алголе-60 писала, позже конечно. И на ЕС-1020 работала. Есть чего вспомнить.

Из мехматского фольклора

Date: 2005-12-10 12:16 am (UTC)
From: [identity profile] prof-yura.livejournal.com
На уроках физкультуры
Не видали Шуры-Буры.
И за это Шуре-Буре
Не видать аспирантуры.

Здесь речь идет о мехматской/МГУшной аспирантуре. Впрочем, кажется, его сразу взяли в ИПМ (я не помню, был ли он тогда частью Стекловки или уже отделился) ...
From: [identity profile] french-man.livejournal.com
Ага, я тоже сразу этот стишок вспомнил.

Date: 2005-12-10 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Ага. Всегда, когда вижу фамилию "Щура-Бура", вспоминаю, как Хургин цитировал нам это дело.
From: [identity profile] kuksha.livejournal.com
У моей мамы немножко другая версия:

Говорят, что Шура-Бура не ходил на физкультуру
И за это Шуру-Буру не берут в аспирантуру

Date: 2005-12-10 01:26 am (UTC)
From: [identity profile] ivan-gandhi.livejournal.com
Миша Блюдзе решил как-то вручную изготовить перфокарту со своим именем - эта карта должна лежать первой в "задании" - дело было на БЭСМ-4. На тех компьютерах буквы кодировались цифрами, и Миша, зная код буквы "А", сосчитал. Но не учёл, что буквы "Ё" в той кодировке не было. И вот приходит он утром, а распечатку ему не выдают, а посылают к Старшему Оператору. Старший Оператор, пожилой мужчина лет двадцати восьми, с возмущением выдаёт Мише широкую распечатку, где большими буквами, аски-графикой, написана его фамилия в искаженном виде: "БЛЯДЗЕ". Мише грозили какими-то карами за такое хулиганство, но простили потом.

Date: 2005-12-10 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] taki-net.livejournal.com
3 регистра - рус, лат, циф. Щ в цифровом. Сам не видел, рассуждаю по аналогии с ленточным перфоратором (5-дырочным). Его, кстати, застал только в армии, на гражданке уже были или перфокарты, или (в богатых местах) настоящие удаленные терминалы.

Date: 2005-12-10 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Пока 15 очков. Попробуете угадать ответ на последний вопрос?

Date: 2005-12-10 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] lz.livejournal.com
В 1986-88 годах на УПК я выбрал специальность "оператор ЭВМ" (мест было всего 2, но мое право на одно из ник никто даже не оспаривал - не было никакого сомнения, что я выберу математическую карьеру, эх...). Мы изучали ассемблер, тщательно переписывая с доски в тетрадки списки команд. Где-то через полгода нас допустили к удаленным терминалам (ЕС-1035). Сама машина находилась на "Колхозной" (Сухаревка, если кто забыл), а мы - на "Автозаводской" на славной улице Ленинская слобода (если вдуматься, очень смешное название). Выглядело это так: мы писали в тетрадках программу, учительница ее проверяла, через неделю мы в 8.30 уже сидели за терминалами и ждали, когда нам дадут доступ. Часа через 1,5-2 нам давали 15-20 мин, за это время надо было вбить код и отправить его на машину. Потом мы сидели до 14.30 и ждали результатов. Иногда результаты приходили только через неделю. Все время ожидания на черном экране мерцали зеленые буковки:

Напрасно ты винишь в непостоянстве рок,
Что не в накладе ты, тебе и невдомек.
Когда б он в милостях своих был постоянен,
Ты б очереди ждать своей до смерти мог.

Подпись была двойная:
Омар Хайям и Master Scheduler

Английского я тогда не знал совсем (в школе учил немецкий) и был уверен, что это фамилия.
А потом нас однажды возили на экскурсию смотреть на эту машину: огромная комната за прозрачной перегородкой (такое я видел впервые) и шкафы с лампочками и тумблерами. Перфокарты (нам дали возможность набить свое имя и пословицу, потом карточки перемешали и на следующем занятии мы из считывали вручную), накопители на магнитных лентах и барабанах, и совершенно космический пульт оператора.
Наиболее продвинутые мои соученики как-то попытались увеличить приоритет своих задач и вместо положенных нам 14 поставили 2 (тут я могу врать, но, кажется, цифры были такие), но пожадничали - это был какой-то системный приоритет и вместо посчитанной задачи они получили нагоняй от преподавателя, которому позвонил возмущенный оператор. Но потом преп поставил им 5 за творческий подход.
Как-то нам устроили дополнительные занятия, на которых желающие изучали "Бейсик", сидя за "Агат-8" - первой советской эпплоподобной персоналкой. Вот, кстати, сайт про "Агаты": http://agat9.narod.ru/AGAT.HTM

Date: 2005-12-10 08:52 pm (UTC)

Early Alzheimer

Date: 2005-12-10 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] uhoyhvh.livejournal.com
Не могу вспомнить. Скажите ответ, пожалуйста.

очередная подковка блохи

Date: 2005-12-11 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] demoronizator.livejournal.com
Прислали в деревню мотопилу, мужики собрались вокруг курят, рассматривают, социализируются. Положили в мотопилу щепку - пила распилила, нуу, бл..., сказали мужики. Положили в мотопилу полено - пила распилила, о, бл..., сказали мужики. Положили в мотопилу довольно маленькую железячку, а, бл..., сказали мужики.

Кстати свои первые программы (как и тысячи других учеников #239) я кодировал на фотопленочном перфораторе Урала-1.

Date: 2005-12-11 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Только наоборот - это в продвинутых местах (например - на матмехе) их несли девочкам в перфораторскую. А в менее продвинутых (например - 239) пипл сам набивал перфоленту на телетайпе и шел прогонять на Минск-22.

Date: 2005-12-15 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] senormouse.livejournal.com
Есть программистская легенда еще более раннего времени. В свое время С.С.Лавров (ныне уже покойный) работал у Королева, занимался баллистическими рассчетами. Как-то раз он составил очередную программу, записал ее на бумажке и отдал "девочкам" набирать перфокарты. Придя домой, он вспомнил, что в одном месте у него лишний раз нечто умножается на "2" и ужасно расстроился - потерянное машинное время, еще сутки ждать результата и т.д. На следующее утро обнаружилось, что при наборе программы "девочки" этот лишний множитель пропустили :)

Profile

scholar_vit: (Default)
scholar_vit

January 2019

S M T W T F S
  12345
678 9101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 01:39 am
Powered by Dreamwidth Studios