scholar_vit: (knot)
[personal profile] scholar_vit

В комментариях к предыдущей записи обсуждался вопрос, какие именно последствия падения рубля для российской промышленности следует ожидать. Предсказывались довольно радужные перспективы роста за счет импортозамещения. Мне захотелось прикинуть, так ли это.

Я сразу скажу, что я никоим образом не экономист, и модельки ниже совсем игрушечные. Тем не менее мне было интересно их писать.

Начнем с экспортеров. Для них снижение курса рубля—однозначное благо, причем вне зависимости от того, используют ли они импортные составляющие в своей продукции. Действительно, пусть мой бизнес состоит в том, что я покупаю сепульки за $10, обрабатываю их за 330 рублей каждую и продаю за рубеж. При курсе рубля в 33 за доллар я должен продавать обработанные сепульки дороже $20. А при курсе в 66 за доллар я могу себе позволить цены и ниже: мой потолок теперь $15. За счет этого я вытесню с рынка конкурентов.

Рассмотрим теперь промышленность, ориентированную на внутренний рынок. На первый взгляд ей тоже хорошо: цены конкурентов растут, следовательно, мои товары покупают больше—выгода! Однако не следует забывать, что во многих промышленных изделиях используются импортные составляющие, которые тоже растут в цене. Как это сказывается на ситуации?

Давайте рассмотрим следующую игрушечную модель. Пусть некий товар существует в российском варианте и импортном. Цена за единицу российского товара p, за единицу импортного pi. Будем считать, что импортный товар дороже. Спрос D на отечественный товар (забудем пока про импорт) зависит от обеих цен, D(p,pi). Вблизи точки равновесия эту зависимость можно линеаризовать; нам будет удобно записывать эту линеаризацию как

D = D0 a1p + a2(pi p) (1)

Коэффициент a1 отражает обычную эластичность товара: сколько людей при повышении цены на него откажутся от потребления. Коэффициент a2 отражает относительную эластичность импорта: сколько людей при повышении цены импортного изделия будут пить продукт российский.

Предложение отечественного товара S(p) тоже можно линеаризовать. Запишем эту линеаризацию как

S = b(p c) (2)

где c—издержки на производство единицы товара. Прибыль отечественных производетелей в линейной модели

I = S(p c) = b(p c) 2 (3)

В равновесии D = S, откуда мы сразу получаем

p = (D0 + a2pi + bc)(a1 + a2 + b) (4)
S = b(D0 + a2pi (a1 + a2)c)(a1 + a2 + b) (5)
I = b[(D0 + a2pi (a1 + a2)c)(a1 + a2 + b)] 2 (6)

Давайте посмотрим, что из этого следует. Сначала рассмотрим ситуацию, когда у товара нет импортных компонент, так что издержки производства c от курса рубля не зависят. При падении рубля стоимость импортного товара pi растет. Поэтому местный производитель может позволить себе задрать цену: спрос на его товар вырос. Соответственно растет производство товара и доход производителя. Более внимательный анализ показывает, что снижается потребление товара самыми бедными (цена выросла!), что компенсируется теми, кто перешел на отечественный товар с импортного (то самое импортозамещение). Пока все логично.

Пусть теперь в издержки входит доля k импортных составляющих, 0 k 1. Тогда при падении рубля растет и pi, и c. Легко показать, что при равномерном росте рублевых цен при падении курса

dcdpi = kcpi (7)

Что из этого следует? Уравнение (4) показывает, что цены в любом случае вырастут: и за счет импортозамещения, и за счет роста издержек. А вот с производством не все так просто: дифференцируя уравнения (5) и (6), мы видим, что производство и прибыль отечественного производителя растут только при условии

k < k0 = [a2pi][(a1 + a2)c] (8)

Иначе говоря, отечественный производитель выигрывает от падения рубля только если доля иностранных компонент в его товаре меньше величины отсечки k0.

От чего зависит k0? Она велика для товаров, для которых a1 a2—иначе говоря, для товаров первой необходимости, которые купят при любой цене (например, лекарства). Она велика для предметов престижного потребления, где pi c: кто-то откажется от иностранной дизайнерской одежды и пойдет носить продукцию Москвошвеи. Но она мала для товаров комфортного потребления для среднего класса, у которых велика эластичность.

Итак, выводы такие:

  1. От падения рубля безусловно выигрывают экспортеры (включая туристические услуги для иностранцев и т.д.)
  2. Если промышленность ориентируется на внутренний рынок, то от падения рубля она выигрывает, если:
    1. Производит товары первой необходимости, либо
    2. Производит товары, замещающие импортные товары престижного потребления, либо
    3. Доля импортных компонент в ее производстве невелика.
  3. Промышленность, ориентированная на комфортное потребление внутреннего среднего класса, скорее всего, проигрывает.
  4. Цены на отечественные товары вырастут, даже если в них мало импортных компонент.

Теперь поглядев на любой товар, вы может прикинуть, возрастет его производство при падении рубля или нет.

PS Средства защиты LJ не позволяют вставить MathJax, поэтому уравнения выглядят гораздо хуже, чем хотелось бы...

Date: 2014-10-04 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
Это постоянная дискуссия у нас в Канаде :) Особенно с настолько прямолинейно завязанной экономикой на США

Date: 2014-10-04 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] gornal.livejournal.com
>Промышленность, ориентированная на комфортное потребление внутреннего среднего класса, скорее всего, проигрывает.

Или меняет поставщиков комплектующих.
From: [identity profile] aurfin76.livejournal.com
у которой невелика доля импорта.

Date: 2014-10-04 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
Пусть некий товар существует в российском варианте и импортном. ... сколько людей при повышении цены импортного изделия будут пить продукт российский.

Внимание, вопрос! Какой товар мы задумали?

Date: 2014-10-04 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Вообще-то в тексте есть скрытые цитаты...

(no subject)

From: [identity profile] spamsink.livejournal.com - Date: 2014-10-04 11:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-10-04 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Есть сервисы, которые из формул в нотации LaTeX делают картинки - причем хранят их на своих серверах, так что достаточно лишь скопировать и вставить в текст постинга ссылку.

Date: 2014-10-04 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Зачем мне сервисы? Я и сам это умею делать (вместо mk4ht xhmlatex запустить mk4ht htlatex) - но куча дел, и мне стало лень.

Если б уравнения были совсем нечитаемы - сделал бы..
Edited Date: 2014-10-04 08:42 pm (UTC)

Date: 2014-10-04 08:45 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Я бы добавил в модель возможность занимать в своей валюте (рубле) vs необходимость занимать в долларе. Во втором случае укрепление доллара убивает заемщиков - их расходы на обслуживание кредита растут пропорционально курсу в лучшем случае.

Date: 2014-10-04 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Это уже сложнее, чем досужие игры с простенькими уравнениями

(no subject)

From: [identity profile] smirnfil.livejournal.com - Date: 2014-10-05 09:15 am (UTC) - Expand

Date: 2014-10-04 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] hlebsei.livejournal.com
Экспортёры выигрывают, но не вкладывают, вывозят...только налоги. Дураков среди экс-ов нет. Разве что по серьёзной команде, что естественно малопродуктивно.
Самодостаточный внутренний рынок всё равно должен быть конкурентным (в том числе и с соотв.импортом) , но без постоянных и...массовых! инвестиций (особенно от экспортёров) этого не будет никогда.
Цены вырастут, конечно, просто от ненасыщения рынка. Как обычно.
Вообще интерес к рублю в любом его состоянии странен, и надо понимать его в чисто романтическом виде (вроде как и валюта, не ракушки, поди...), вплоть до перехода к экспорту углеводородов (более 70% от общего) за рубли. Чего так же не будет никогда.
Пока экономикой управляет Путин, который считает гос.регулирование основным инструментом как стабильности так и развития (если он знает такое слово) промышленность России будет в загоне.

Date: 2014-10-04 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] supermipter.livejournal.com
я тоже не разбираюсь в таких вещах, но вот для Украины Всемирный банк пишет:
"Именно из-за продолжающихся боев, по оценкам экспертов банка, Киев не смог воспользоваться стремительной девальвацией национальной валюты, которая обычно дает стимул для восстановления экономического развития."

Date: 2014-10-05 03:42 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Киев ей на самом деле воспользовался - платежный баланс у них более или менее свелся, чего иначе бы им не светило. Но у Украины положение в этом смысле заметно хуже - у нее-то экономика много более импортозависимая - и в силу меньшего размера и просто уже потому, что была интегрирована в советскую и и сейчас остается весьма тесно связанной с РФ - если для РФ замещение украинского импорта приличная головная боль - то для Украины проблема в разы острее.

PS: Но вообще говоря, из без войны последствия идеи "поскакать на головах у донецких" немного предсказуемы - потому как именно там находится украинская промышленность.
Edited Date: 2014-10-05 03:49 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] leonid8.livejournal.com - Date: 2014-10-05 06:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-10-06 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] ab-s.livejournal.com
"Женщина, а у Вас ноги кривые. У Вас ноги безобразно кривые. У Вас ноги чудовищно кривые.

А я завтра трезвый буду..."

Date: 2014-10-04 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] qkowlew.livejournal.com
может я чего не так понял...

я покупаю сепульки за $10, обрабатываю их за 330 рублей каждую и продаю за рубеж. При курсе рубля в 33 за доллар я должен продавать обработанные сепульки дороже $20. А при курсе в 66 за доллар я могу себе позволить цены и ниже: мой потолок теперь $15

А я точно могу обработать сепульку за 330 рублей И при 33 за доллар И при 66 за доллар? :)

Date: 2014-10-04 10:46 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
В первом приближении да. Дальше зарплата русских мастеров будет расти, так как падение курса ведет к инфляции - но это более долговременный эффект.

Если это делать аккуратно, то надо вводить шкалу времен, рассматривать мгновенное равновесие, его постепенное смещение и т.д.

(no subject)

From: [personal profile] vitus_wagner - Date: 2014-10-05 07:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m61.livejournal.com - Date: 2014-10-05 01:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2014-10-05 06:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] vitus_wagner - Date: 2014-10-05 06:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-10-04 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] fortinbras.livejournal.com
не совсем понимаю, зачем писать эти смешные формулы, когда был реальный практический прецендент.

В конце 1998-го рубль упал в 4 раза по отношению к доллару. 1999-й - стал первым годом, когда российская экономика начала расти. До этого она только падала с советских уровней.

У меня дочь закончила американскй университет из первой дюжины с Magna Cum Laude в экономике и мастер дегри в финансах.

Я ей помогал в математике как мог. Но оная была суровой у неё, в физике не везде даже такая.

Date: 2014-10-04 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] igor734.livejournal.com
Вообще-то первым годом, когда российская экономика начала расти, был 1997. 98-й год её подкосил, а в 99-м рост возобновился.

ИМХО пример 98-го года сейчас не совсем подходит - тогда в России, после нескольких лет крутого падения, было много неиспользуемых ресурсов, которые при благоприятной конъюктуре начали задействовать; кроме того, страна не была отрезана от мировых рынков капитала, которые пошли в страну как только урегулировали ситуацию с ГКО на руках у иностранцев.

(no subject)

From: [identity profile] fortinbras.livejournal.com - Date: 2014-10-04 11:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor734.livejournal.com - Date: 2014-10-04 11:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter.livejournal.com - Date: 2014-11-12 08:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fortinbras.livejournal.com - Date: 2014-10-04 11:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor734.livejournal.com - Date: 2014-10-04 11:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] enemyoflj.livejournal.com - Date: 2014-10-06 09:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter.livejournal.com - Date: 2014-11-12 08:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor734.livejournal.com - Date: 2014-11-12 08:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter.livejournal.com - Date: 2014-11-12 08:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor734.livejournal.com - Date: 2014-11-12 08:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter.livejournal.com - Date: 2014-11-12 08:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor734.livejournal.com - Date: 2014-11-12 09:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter.livejournal.com - Date: 2014-11-12 09:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor734.livejournal.com - Date: 2014-11-12 09:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter.livejournal.com - Date: 2014-11-12 09:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor734.livejournal.com - Date: 2014-11-12 09:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter.livejournal.com - Date: 2014-11-12 09:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor734.livejournal.com - Date: 2014-11-13 05:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter - Date: 2014-11-13 07:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2014-10-05 01:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fortinbras.livejournal.com - Date: 2014-10-04 11:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor734.livejournal.com - Date: 2014-10-04 11:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sidorow.livejournal.com - Date: 2014-10-04 11:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m61.livejournal.com - Date: 2014-10-05 12:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2014-10-05 02:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sidorow.livejournal.com - Date: 2014-10-05 09:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m61.livejournal.com - Date: 2014-10-05 01:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sidorow.livejournal.com - Date: 2014-10-05 02:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor734.livejournal.com - Date: 2014-10-05 04:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter.livejournal.com - Date: 2014-11-12 07:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor734.livejournal.com - Date: 2014-11-12 08:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter.livejournal.com - Date: 2014-11-12 08:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor734.livejournal.com - Date: 2014-11-12 08:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter.livejournal.com - Date: 2014-11-12 08:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor734.livejournal.com - Date: 2014-11-12 09:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter.livejournal.com - Date: 2014-11-12 09:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-10-05 01:19 am (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
>Иначе говоря, отечественный производитель выигрывает от падения рубля только если доля иностранных компонент в его товаре меньше величины отсечки k0.

Или если цена импортных компонентов влияет на себестоимость гораздо меньше, чем зарплата специалистов на разработке сепульки, ее сборке и сбыте. Да еще если в себестоимости невелик вес накладных расходов от логистики до коррупционных выплат.
Edited Date: 2014-10-05 01:20 am (UTC)

Date: 2014-10-05 02:19 am (UTC)
From: [identity profile] profpr.livejournal.com
Интересный анализ, спасибо. У меня есть сомнение относительно того, насколько правильна модель (1), предполагающая независимость спроса на товары, в случае значительного снижения уровня жизни. Ведь на самом деле спрос на товар D(p,pi,V), где V - вектор пар (спрос,цена) на все товары потребления. В случае небольших колебаний при линееризации можно пренебречь V, но для глобального понижения курса рубля, упрощая, для всех товаров, кроме предметов первой необходимости Dj, (1) меняется как-то так: D = D0 − a1p + a2(pi − p) - a3*sum[(pj1 - pj0)Dj]. Здесь pj1 - новая цена с учетом импортозамещения. Для товаров первой необходимости уравнение (1) остается в силе.

Date: 2014-10-05 03:29 am (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Вы правы, там масса нелинейных эффектов и запаздывающих вещей. При большом падении рубля или при отслеживании долговременных изменений нужно все это учитывать. Но это уже тема для отдельного серьезного исследования, а у меня просто прикидки на обороте конверта.

Наверняка кто-то эти вещи уже описал.
Edited Date: 2014-10-05 03:33 am (UTC)

Date: 2014-10-05 02:54 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Вполне согласен - да пострадает "креативный класс". За вычетом людей с реально конвертируемыми специальностями (программисты, инженеры и проч), которые относятся к графе "экспортеры".

Потому и верещит. Но фактически ориентированной на его спрос промышленности и мало - потому как в его стандарт потребления входит "импортное - это круто, потому что импортное - хамон-пармезан"

Уже страдает - закупки у Сименса "Ласточек" видимо будут прекращены - и это только начало, опять же сократится (уже кстати сократился, но теперь сократится еще) загрантуризм etc etc. Ну всякие айфончики и прочее - народ перейдет на что попроще (благо есть).

Date: 2014-10-05 03:51 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
PS: Кстати вообще говоря есть такое явление, как отрицательная элластичность спроса на отвары первой необходимости: когда рост цен ведет к росту спроса - причем в натуральном даже выражении.

условно говоря - если вы питаетесь дорогой колбасой и дешевым хлебом - в результате удорожания хлеба вы сократите потребление колбасы и увеличите потребление хлеба.

Это в общем-то то, что случилось в результате гайдаровской реформы.
Edited Date: 2014-10-05 03:53 am (UTC)

Date: 2014-10-05 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] aafin.livejournal.com
Что-то тут не так. При падении рубля в два раза Вы уже не сможете обрабатывать за 330. Вам придется делать это за 660.

Date: 2014-10-05 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Зарплата российских работников выражена в рублях, трудовые договоры тоже. См. http://scholar-vit.livejournal.com/383840.html?thread=15496032#t15496032

(no subject)

From: [identity profile] aafin.livejournal.com - Date: 2014-10-06 09:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com - Date: 2014-10-06 03:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-10-05 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] dkuraev.livejournal.com
98-99 показали массу интересных примеров роста отечественного производства даже на фоне огромной доли импортных комплектующих.

Например, производители соков (Вимм-билль-данн и другие)
Много ли в апельсиновом соке местной добавленной стоимости? А они подняли долю рынка именно на девальвации

Date: 2014-10-05 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
В подобном ширпотребе как раз почти вся стоимость добавленная - потому кстати "все соки в одну цену" - стоимость концентрата значительной рояли не играет

(no subject)

From: [identity profile] dkuraev.livejournal.com - Date: 2014-10-05 06:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2014-10-05 02:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-10-06 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] ray-idaho.livejournal.com
это еще зависит от движения валют-партнеров, например евро тоже падает вместе с рублем

Date: 2014-10-06 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_iga/
Вы учитываете, что российский капитализм - государственно-монополистический?

В условиях империализма целью политики протекционизма является обеспечение капиталистическим монополиям продажи товаров на внутреннем рынке по повышенным ценам, получение монопольной сверхприбыли за счет ограбления народных масс. (http://vilenin.eu/t02/p564)

Date: 2014-10-06 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] ab-s.livejournal.com
"...Теперь поглядев на любой товар, вы может прикинуть, возрастет его производство при падении рубля или нет."

Зашел вчера в Starbucks. Долго глядел на чашку кофе.

Нич-чего не понял...

:)

Profile

scholar_vit: (Default)
scholar_vit

January 2019

S M T W T F S
  12345
678 9101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 15th, 2025 06:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios