scholar_vit: (Default)
[personal profile] scholar_vit

Из блога Кругмана узнал о любопытной заметке Джона Хемптона. Как и Кругман, я не знаю, прав ли Хемптон в своих оценках, но его статья действительно очень интересна.

Многие обозреватели объясняли резкий рост производства в Китае "загадочной китайской душой", которая заставляла китайцев фанатично копить деньги, что привело к низкому потреблению при высоком накоплении и созданию "фабрики мира" в Китае. Это, конечно, очень удобно: загадочной китайской душой можно объяснить все, что угодно, в Китае, загадочной русской - в России, а загадочной еврейской - в Израиле. Возникает приятное ощущение, что ты что-то понял - причем без особенных усилий.

Хемптону, однако, предположение о "загадочной китайской душе" не понадобилось. Он начал с того, что при отсутствии реальной пенсионной системы, если человек не хочет помереть к старости с голоду, он должен наплодить как можно больше детей, и воспитывать их в уважении к старшим. Тогда внуки будут его кормить. Стандартная стратегия выживания в традиционном обществе. Но для этого нужно, чтобы внуков было много: двадцать внучат дедушку или бабушку прокормят без труда, а двум это уже в тягость (см. "Король Лир"). Однако политика "одного ребенка" перевернула демографическую пирамиду: нередки ситуации, когда на одного внука приходятся двое дедушек и две бабушки. Тут никакое конфуцианское воспитание не поможет.

Следовательно, нормальный китаец понимает, что он должен к старости прийти с накоплениями - иначе будет плохо. Но как он может копить деньги? Выход на внешний рынок инвестиций для граждан Китая крайне затруднен. Инфляция означает, что деньги под матрацем держать невыгодно. Следовательно, китаец покупает недвижимость или несет деньги в государственный или полугосударственный банк. Первое привело ко взлету цен на пустые небоскребы: зажиточные китайцы покупают там квартиры "впрок". А второе означает гарантированный приток денег в банки от китайцев победнее.

Пузырь недвижимости надувает строительную индустрию Китая, которая развивается бешеными темпами (при том, что многие из новых квартир пустуют!). А банки искусственно держат процент по вкладам ниже инфляции - т.е. по сути собирают ренту с китайцев. Банки дают вклады под маленький процент госпредприятиям. По сути рента перераспределяется от китайцев к руководству этих предприятий (т.е. высокопоставленному партхозактиву) и их родственникам (как правило, госпредприятия торгуют с заграницей через посредников, фирм, принадлежащих "нужным людям").

Размах воровства сравним только с размахом нуворишевской роскоши руководства страны. Хемптон приводит ссылку на статью в Business Insider о заводе, построенном Harbin Pharmaceutical. Заводоуправлению, как справедливо отмечает автор, позавидовал бы Людовик XIV. Хемптон пишет: "Нормальный бизнес - особенно динозавр-госпредприятие, руководимое бюрократами - упал бы под тяжестью такого воровства. Но дело в том, что китайские госпредприятия получают займы под отрицательный реальный процент. Бизнес - даже очень плохо управляемый бизнес - может вынести много воровства, если он (а) велик, и (б) финансируется под отрицательный реальный процент".

Автор говорит, что реальную угрозу Китаю представляет не инфляция, а дефляция: она может привести к лопанию пузырей. Кругман пишет, что тут есть ещё одна бомба замедленного действия: когда поколение стариков решит начать потреблять накопленные на старость деньги, система может рухнуть.

Я часто встречал в сети утверждение, что дескать, если бы у России не было нефти с газом, все было бы совершенно замечательно. Ну и следствие: вот нефть кончится, а сланцевый газ у потребителей начнется, и все будет хорошо. Дескать, правителям нужно будет извлекать деньги не из природных ресурсов, а из народа.

Ну вот в Китае их извлекают из народа.

Date: 2012-06-12 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] ivan-gandhi.livejournal.com
Да не нужно быть Кругманом для этого. Мао велел китайцам размножаться, чтоб было кому вовать; Дэн велел перестать размножаться, а то хавчика не хватит. Теперь имеет место большой демографический перекос - работников до хрена, нахлебников мало. Лет через 10-20 все эти люди пойдут на пенсию, как у нас тут бумеры, и случится кабум. Пальма перейдёт в Индию, где у Индиры не получилось стерилизовать, и где нету партии, которая могла бы заставить перестать трахаться.

Date: 2012-06-12 11:47 pm (UTC)
From: [identity profile] geneus.livejournal.com
>и случится кабум

При том у китайского населения большие накопления, а у государства - огромный сувверенный фонд, который должен обеспечить уровень покупательной способнсти этих накоплений, когда китайцы начнут выходить на пенсию и проедать их.

Конечно Запад может де-факто уменьшить свой долг Китаю за счет инфляции ь но тогда кабум наступит уже всей мировой финансовой системе.

Date: 2012-06-13 12:11 am (UTC)
From: [identity profile] ivan-gandhi.livejournal.com
Мне кажется, это неизбежно. Как только спрос превысит предложение...

Date: 2012-06-13 12:12 am (UTC)
From: [identity profile] geneus.livejournal.com
Спрос на что превысит предложение чего?

Date: 2012-06-13 01:11 am (UTC)
From: [identity profile] geneus.livejournal.com
Спрос на деньги всегда превышает предложение: мне, например, денег всегда не хватает, сколько бы не зарабатывал.

Date: 2012-06-13 01:38 am (UTC)
From: [identity profile] ivan-gandhi.livejournal.com
Вы преувеличиваете. Вряд ли Вы согласитесь взять деньги под 50% годовых.

Date: 2012-06-13 03:31 am (UTC)
From: [identity profile] geneus.livejournal.com
Взять - пожалуйста, вот отдавать - нет

Date: 2012-06-13 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Тогда уж африка должна буйно цвести (если чо - рождаемость в США выше чем в китае, а средний возраст населения - практически такой же как). Рождаемость в Индии Вообще-то через демографический переход проходили все - так что Мао и Дэн тут ни причем. "Цивилизованный мир" на демографическом пике вместо бурного славно повоевал промеж собой, США более или менее отсиделись в сторонке - оттого небось и экономические успехи.

Date: 2012-06-12 11:27 pm (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
тут ещё один момент -- у них нехватка невест. для того, чтобы сделать парней привлекательными на брачном рынке, нужны деньги -- купить квартиру, машину, все дела.
так что они ещё и поэтому откладывают.

Date: 2012-06-12 11:44 pm (UTC)
From: [identity profile] geneus.livejournal.com
Из России навезут.
Кто победнее - из Северной Кореи.

Date: 2012-06-12 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] geneus.livejournal.com
Да, в Индии и вовсе избыток дешевых невест и читал, что их уже завозят.

Date: 2012-06-13 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
как раз в Индии невест нехватка.
там тоже практикуются избирательные аборты и убийство новорожденных девочек, плюс ранние браки и убийство жён, если они принесли с собой слишком мало приданого.
http://maryxmas.livejournal.com/2819561.html

Date: 2012-06-13 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] geneus.livejournal.com
При этом их там можно за дешево купить.
А индийские нищеброды холостыми останутся - так всегда там и происходило

Date: 2012-06-12 11:43 pm (UTC)
From: [identity profile] geneus.livejournal.com
Что-то я никакого ответа не увидел.

Ну, допустим, китайские банки собирают ренту со вкладов и перераспледеляют ее госпредприятиям.

Можно считать это неким "налогом" - делается то это с благословения суверенного государства.
Не думаю, что этот налог велик - ведь в западных банках ппозитивны процент уже много лет на жалком уровне.

При эром производительные силы китая растут как на дрожжах, уровень жизни народа стабильно повышается.
НЕСМОТРЯ на воровство и расточительство, которое есть.

Т.е. китайцы что-то сделали умнее, чем прочие.

>Ну вот в Китае их извлекают из народа.

Бедный китайский народ так пострадал, что во многих провинциях уже обошел по уровню жизни русский, несмотря на отсутсвие природной ренты и огромное отставание изначально.

Date: 2012-06-13 02:01 am (UTC)
ppk_ptichkin: (Default)
From: [personal profile] ppk_ptichkin
>При этом производительные силы китая растут как на дрожжах, уровень жизни народа стабильно повышается.

Вот.. это примерно то, что наблюдается своими глазами. Плохого там хватает, но в целом они несомненно идут в правильном направлении. И пустых многоквартирных домов я в Шанхае не видел. Битком набитых видел, сколько угодно.

Date: 2012-06-13 02:15 am (UTC)
From: [identity profile] misha-b.livejournal.com
А как вы определили, что это лучше? Шанхай, конечно, выглядит внушительно, но ведь так трудно сказать, какой bubble надувается.

Date: 2012-06-13 03:44 am (UTC)
From: [identity profile] geneus.livejournal.com
Что такое по вашему "бабл надувается" ? Что в этом такого ужасного?
Построенные дома от сдувания бабла не развалятся, запущенные заводы не исчезнут и станки их в оздухе не растворятся. Что более важно: обученные инженеры, квалифицированные рабочие и управленцы, ориентирующиеся на рынках бизнесмены и т.п. не отупеют внезапно. То есть Китай будет обладать и инфраструктурой и промышленной базой и трудовыми ресурсами, позволяющими ему быть мастерской мира.

От сдутия баба разве что некоторые богатые люди разродятся да сбережения тех из среднего класса, кто пустился в спекуляции, обесценятся. Ну может безработитца временно вырастет - но не на долго - замены китайским товарам на глобальном рынке пока нет

Date: 2012-06-13 12:01 am (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
Накопления наверняка существуют объективно, но тем не менее по статистике китайцы оставляют денег больше остальных туристов на душу в парижских бутиках. Раньше были японцы, русские, а вот теперь китайцы. (это по статистке возвратов НДС на границе)
Edited Date: 2012-06-13 12:02 am (UTC)

Date: 2012-06-13 12:03 am (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
(с ужасом) Если в Китае "размах воровства" - то как же назвать то, что творится последние двадцать лет в России?

Date: 2012-06-13 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com
Невинный детский лепет на лужайке. И я не шучу.

Date: 2012-06-13 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
То есть в Китае ситуация хуже? "Ну нет, это вы врете, столько брюквы съесть невозможно!" (С)

Date: 2012-06-13 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com
Ох, как-то читал, за что расстреляли председателя горкома Шанхая. Так вот за что, он спустил в казино полугодовой бюджет города.

Date: 2012-06-13 12:26 am (UTC)
ppk_ptichkin: (Default)
From: [personal profile] ppk_ptichkin
Кругман, конечно, лауерат, но всё-таки немножко Кругман.

Наверное то, что описано по ссылке, тоже есть, но то, что я наблюдал, выглядело существенно лучше. Правда, я наблюдал только в Шанхае и окрестностях.

Date: 2012-06-13 02:16 am (UTC)
From: [identity profile] misha-b.livejournal.com
Opps, не на тот comment ответил :)

Date: 2012-06-13 02:43 am (UTC)
ppk_ptichkin: (Default)
From: [personal profile] ppk_ptichkin
Наверняка, конечно, сказать трудно, но - 1) У меня там коллеги (ну и подопечные тоже) и из разговоров вырисовывается нормальная жизнь - со своими проблемами, но нормальная, а не та Кафка, которой мы жили в Союзе. 2) я там был три раза, два до последней рецессии, и псоледний раз почти весь декабрь 2011. Прогресс, мягко говоря, заметен.

Я усмотрел там могучие здоровые силы, скажем так.

Date: 2012-06-13 03:03 am (UTC)
From: [identity profile] misha-b.livejournal.com
Да, Шанхай и другие места впечатляют.

Но мне кажется, что и пузырь тоже есть. Цены на дома в провинции увеличились во много раз (хотя в последние год-два, кажется, ситуация стабилизировалась).

Date: 2012-06-13 03:45 am (UTC)
From: [identity profile] geneus.livejournal.com
Ну снизятся - велика ли беда?

Date: 2012-06-13 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] misha-b.livejournal.com
Потенциально велика. Стабильность в Китае основывается на экономическом росте. Если цены сильно упадуд и настанет кризис, то кто знает, чем это кончится.

Date: 2012-06-13 01:11 am (UTC)
From: [identity profile] brother2.livejournal.com
Отсутствие (или почти отсутствие) пенсий характерно для всего тамошнего региона, но при этом в ЮКорее, где банковская система боль-мень открыта и гражданин может инвестировать вовне экономика тож хорошо растёт, а в Японии, где дофига препонов для того, чтобы физлицо имело финансовые дела на стороне - стагнашка.

Кромет того, рассуждение это очень американское, ибо в нём неявно полагаецо, что работяга зарабатывает достаточно для покрытия текущих расходов в условиях роста цен опережающего рост зарплаты, да ещё и на откладывание хватает, причом в нехилых коликчествах, чтоб вытянуть экономику.

Date: 2012-06-13 02:54 am (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
Автор говорил не просто об отсутствии пенсий, но об отсутствии пенсий плюс one child policy.

Date: 2012-06-13 03:02 am (UTC)
From: [identity profile] brother2.livejournal.com
В ЮКорее и Японии реально практически однодетность (fertility rate 1.1~1.2), которая реализуется не через директивы партии (кстсти легко обходимые в Китае при наличии денег - просто платишь за второго и третьего по тарифу и всё), а через платное послешкольное образование, квартирный вопрос и разрушение традиционной культуры подборы брачного партнёра родителями. Один бездетный японский клерк создаёт пенсионных накоплений больше чем несколько китайских деревень, а где рост?

Date: 2012-06-13 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] arhivistka.livejournal.com
"Один бездетный японский клерк создаёт пенсионных накоплений больше чем несколько китайских деревень, а где рост?"

Не ростом единым, есть ещё и общие факторы уровня жизни (смертность от излечимых болезней и прочая). И по этим стандартам Китаю вовек Японию не догнать.

Date: 2012-06-13 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] brother2.livejournal.com
Та ладно, СОПЖ у них вполне себе растёт и приближаецо к соседям. И кроме того непонятно, как это прикрутить к теме детности и накоплений.

Date: 2012-06-14 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] piarchik-blues.livejournal.com
Средняя продолжительность жизни в Китае 73 года.

Date: 2012-06-14 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] piarchik-blues.livejournal.com
Об отсутствии пенсий вы говорите, а не Хемптон или Кругман.

В 2006 на очередном съезде партии они объявили о смене концепции с дэнсяопиновской на концепцию welfare state и продвинулись в этом направлении больше,чем Америка за первые 100 лет(это как минимум).

Кроме того экспроприация капитала по схеме super-low wages в США неизмеримо больше и по абсолютным и по относительным цифрам и больше соответствует понятию воровство,чем Financial Repression у Хемптона.

Date: 2012-06-13 02:29 am (UTC)
From: [identity profile] zebra24.livejournal.com
Поддерживаю, Нобелевские лауряты дошли до блогов.

Кругману вообще-то полезно читать не только партийную прессу.
Слышать критику ему полезно:
tomwoods.com/blog/sweden-no-longer-the-free-market-conversation-stopper/

Однако почему тот, кто так яростно утверждает, что государство отбирая деньги у налогоплательщиков может простимулировать экономику, не хочет согласиться на открытые дебаты это как-бы неясно.
krugmandebate.com/

Date: 2012-06-13 05:49 am (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
В Канаде последние 20 лет тоже банковские проценты ниже инфляции. И где китайское развитие ?

Все эти одноходовые объяснения в лучшем случае ухватывают один эффект среди множества взаимосвязанных

Date: 2012-06-13 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Ну это же примерно японская модель - высокие внутренние накопления и работа на внешний рынок - с ней да - начались проблемы и серьезные (именно когда лопнул пузырь на рынке недвижимости, хотя он надувался емнимп несколько другим способом - искусственным дефицитом жилья и соответственно - ростом цен).

Но в общем я думаю, что о японских проблемах китайцы пока могут только мечтать.

Date: 2012-06-13 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] asox.livejournal.com
*Фмлософически* Традиционная форма объяснения "а у них (китайцев) всё плохо - по этому у нас (американцев) всё хорошо".
Ну и с рядом традиционных-же заклинаний про "воровство", "налоги" и "неэффективно управляемые предприятия".
Ну то есть, видимо, Энрон и прочие богоспасаемые в прошлом кризисе предприятия управлялись эффективно.

Date: 2012-06-13 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] karachee.livejournal.com
Ну вот в Китае их извлекают из народа.

Приведенная схема - ручей толщиной с руку, якобы питающий большую плотину. Основной способ извлечения средств из народа прост, как плановая экономика. При избытке предложения рабочей силы Китайское правительство может диктовать уровень зарплат на государственных предприятиях, которые контролируют 70-80% рынка труда. Просто директивно устанавливая заниженные расценки. Частный сектор ставит расценки для своих рабочих чуть выше, но не дурак же частник переплачивать рабочему?

Таким образом китаец на доллар работает в 9-12 раз больше чем европеец и в 5-7 раз больше чем Россиянин. Низкий уровень доходов ведет к низкому уровню потребления, соответственно товар ориентируется на внешние рынки. Вот и весь секрет "фабрики мира".

Date: 2012-06-14 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] piarchik-blues.livejournal.com
>Таким образом китаец на доллар работает в 9-12 раз больше чем европеец и в 5-7 раз больше чем Россиянин.

Откуда у вас эти цифры ?

В 2010 году 72% россиян зарабатывали больше $5000 в год нетто,
а китайцев--47.9%.
Производить большую стоимость за час или месяц и работать больше--это не одно и то же.

>Низкий уровень доходов ведет к низкому уровню потребления, соответственно товар ориентируется на внешние рынки.

Сегодня в Китае в абсолютных цифрах самый большой потребительский бум в истории.
Например сегодня китайцы производят и покупают больше автомобилей чем в США.
Текущие капиталовложения в Китае в 12 раз больше внутрироссийских и последние несколько лет объем капиталовложений в отрасли на внутренний рынок превышают экспортные.

Date: 2012-06-19 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] joe-noname.livejournal.com
> Низкий уровень доходов ведет к низкому уровню потребления, соответственно товар ориентируется на внешние рынки. Вот и весь секрет "фабрики мира".

Автор паксвиля о бедных китайцах не обладает аналитическими возможностями, чтобы понять эти простые вещи.

Date: 2012-06-19 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] joe-noname.livejournal.com
Автор абсолютно не знаком ни с китайской пенсионной системой, которая претерпевает изменения с развитием страховой системы и демографического анализа, ни с китайской промышленностью и доходами - в целом. Так что вся эта "статья" - бред первоклассника.

Profile

scholar_vit: (Default)
scholar_vit

January 2019

S M T W T F S
  12345
678 9101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 06:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios