Из дискуссии о
медицине у
sapojnikа мне показалось, что у многих в
России несколько фантастические представления об американской системе.
Я люблю думать конкретно, так что вместо теоретических рассуждений я
расскажу историю о том, как умирал мой знакомый. N был другом моего
друга, поэтому я знаю о происходившем из вторых рук; если я ошибся в
деталях, то надеюсь, не слишком сильно.
У N была неплохая работа, дом, кое-какие накопления. У него было несколько детей, старший уже совершеннолетний, а жена не работала. В какой-то момент он потерял работу, а с ней и страховку. У него началась депрессия. Сначала изменения в его поведении относили на это, а когда спохватились, было уже поздно: неоперабельная опухоль в мозгу. Я не буду строить гипотезы, было ли его заболевание связано с потерей работы - это, в конце конце концов, не так важно.
В больнице жене N сразу сказали: "Не беспокойтесь, хватит ли у вас денег на лечение. Мы будем лечить вашего мужа в любом случае". Затем социальные работники больницы (правильно ли я перевожу social workers?) дали ей несколько очень полезных советов. Они помогли переоформить дом на старшего сына и выделить деньги в специальный неприкасаемый фонд на обучение остальных детей (тут университеты платные и очень дорогие). Все остальные накопления были довольно быстро съедены больничными счетами. Когда жена окончательно обеднела, те же работники помогли ей получить Medicaid: специальную государственную помощь на лечение неимущих. N все это время лечили, тратя довольно большие деньги: вначале деньги N, потом, когда они кончились - государственные. Возможно, именно благодаря этому N прожил ещё несколько лет - без особой боли и мучений. Мой друг говорит, что хотя его вряд ли можно было назвать счастливым человеком, но это были все же годы жизни.
Жена получала пособие, потом пошла на работу. Было ей, конечно, очень тяжело. Но самое главное: у неё остался дом, а дети получили образование.
Что можно сказать об этой истории? Тяжелое заболевание для человека без страховки - это гарантированное разорение. Часто это верно и для застрахованных: многие страховки ограничивают суммарные выплаты (lifetime cap), а иногда мелкий шрифт контракта дает им возможность уйти от обязательств. Не менее половины банкротств в США вызваны счетами больниц. В данном случае хорошие профессионалы помогли провести это разорение с минимальным причинением ненужных страданий. Я подозреваю, что это более или менее типичная ситуация. В известном смысле ситуация с финансами N напоминала ситуацию с его здоровьем: "Спасти мы вас не можем, но сделаем всё, чтобы у вас не было излишних мучений".
Нужны ли эти мучения вообще? Надо ли добавлять к горю потери близкого человека ещё и заботу о куске хлеба? В принципе N мог купить катастрофическую страховку именно на такой случай; есть люди, которые скажут, что его жена справедливо заплатила за непредусмотрительность мужа. Я не буду пытаться отвечать на этот вопрос. Скажу только, что на мой взгляд, главный недостаток американской системы всё же не в том, как она обращается с терминальными больными, а в том, что она крайне экономически неэффективна. Но об этом я написал в другом месте.
no subject
Date: 2008-03-25 10:08 pm (UTC)2 года назад отцу сдали операцию - опухоль мозга, к счастью - не раковая. Но операция, конечно, сложна. Когда его выписали, нам показали счет, просто для усведомления. Это было три раза стоимость всего нашего имущества. Но нам пришлось оплатить, кажется, только обеды мамы, которая с ним оставалась все это время.