vitus_wagner пишет, что
советские информационные технологии убило КОКОМовское эмбарго. Он
прав, но история, как мне рассказывали, была куда хитрее. Об этом моя
сегодняшняя заметка.
Сразу замечу, что я знаю об этой истории понаслышке. К тому же основную её часть мне рассказывали участники только с одной стороны, так что мои сведения необъективны. Да и рассказывали они шёпотом (времена были такие) мне, шестнадцатилетнему мальчишке. К тому же за много лет с тех пор я мог многое забыть или исказить. Так что относитесь к ней как к гишторическому анекдоту. Апокрифу, короче.
К семидесятым годам в советской информационной технологии - как элементной базе, так и архитектуре - сложилось два основных направления. Во-первых, были собственные наработки, проекты, замыслы. Во-вторых, была практика копирования западных схем и запуска в серию украденных и содранных вещей. Сразу скажу, что копирование это - вовсе не такая простая штука. Люди получали ДСП-шные Госпремии за удивительные по изобретательности вещи - например, за метод послойного "снятия" кристалла, чтобы понять, что же эти буржуи там понаделали. А ведь понять было мало - надо было ещё и производство освоить. Это стоило больших денег и усилий, как, впрочем, и собственные наработки. В какой-то момент стало ясно, что Боливар не вывезет двоих, и надо выбирать. Как водится в СССР, пошли доносы, письма в ЦК и обвинения конкурентов во всех грехах вплоть до морально-бытового разложения (в переводе на русский - супружеской неверности). Причём, несмотря на то, что мне рассказывали мои информанты, я готов поверить, что доносы на самом деле шли с обеих сторон. Времена, опять же, были такие.
Но у "копировщиков" было одно важное преимущество. Оно, как ни странно, следовало из эмбарго на поставку в СССР передовых технологий. Купить легально чипы и машины было нельзя. Поэтому доставанием образцов занималось КГБ. В итоге кгбисты, во-первых, хорошо знали одну из сторон (помните папу у дяди Федора: "Тебя я давно знаю, а этого кота в первый раз вижу"?). А во-вторых, воровство западной технологии - это был источник хлебных командировок, спецопераций да и просто работы для массы кгбистов. Помню рассказ М.: "Был у нас в лаборатории один такой. Все время смеялся и ни хрена не делал. Но стоило пожаловаться начальству, что хорошо бы на какой-нибудь буржуйский чип посмотреть, как он через пару недель подходит и улыбается: 'Смотри, что я на улице нашёл', - и достаёт из кармана коробочку. Мы при нём о политике не болтали. Наверное, зря: он же из другого отдела". Помню, как сам на конференции увидел очень крутое монте-карловское вычисление, и спросил, на какой же технике это считали. "А вот это, молодой человек, - ответил докладчик, - я вам не скажу". Потом за рюмкой чая он, конечно, всё рассказал - какие уж тут секреты.
В итоге получилось, что на одной из сторон в конфликте была могущественная организация - КГБ. Так что исход предугадать несложно: "копировщики" победили, а "автаркистов" разогнали. Возможно, фраза Бурцева в его интервью о том, что основные разработки в области суперЭВМ "были закрыты деятелями вышестоящих организаций" - отголосок тех битв.
Были бы шансы, если бы победили те, кто ориентировался на "исконное, посконное"? Не знаю. Может, и не было. Всё-таки потенциал был у СССР не тот. Но фишка в том, что у "копировщиков" шансов точно не было с самого начала. Потому что тот, кто догоняет, подражая, всегда в проигрыше. Разрыв всё увеличивался, пока по законам всеми нами изученной диалектики количество не перешло в качество. Как рассказывали уже позже те, кто передирал чипы: "В какой-то момент мы просто перестали понимать, что перед нами. Схему нарисовали, но зачем вот этот кусочек или тот - не понимаем. Они ушли настолько, что мы не могли не то что воспроизвести - понять, что именно надо воспроизводить". На самом деле это было ещё одной, пусть не главной, но причиной кирдыка Софьи Власьевны.