![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Комментаторы к моим предыдущим записям (1, 2) спрашивали, а зачем амерканские "маленькие люди" становятся "господами миноритарными акционерами"? Может, они халяву ищут - и справедливо оказываются ощипанными? Поэтому я решил продолжить мой давний цикл про мелочи американской жизни и рассказать, как устроено пенсионное обеспечение американцев. Как и в прочих записях цикла, оговорюсь, что пою я по-акынски: про то, что вижу, - так что мои записки касаются "моего круга": людей среднего класса, работающего в науке и технологии.
Традиционно финансовое обеспечение старости таких американцев представляло собой "табуретку на трех ногах": (1) Social Security, (2) пенсии и (3) личные сбережения и инвестиции.
Social Security - это государственная пенсионная система. Каждый, кто получает зарплату в Америке, платит специальный налог (FICA). Работник платит 6.2% зарплаты, ещё 6.2% добавляет работодатель. При этом доля работника ограничена "потолком" - в 2013 году "потолок" соответствует зарплате в $113700 в год. Если вы заработаете десять миллионов сто тринадцать тысяч семьсот долларов, то с десяти миллионов налог не заплатите. Это вносит в систему элемент регрессивности. Он ещё более усиливается тем фактом, что если эти десять миллионов сто тринадцать тысяч семьсот долларов были не зарплатой, а, например, доходом от продажи акций, то вы не заплатите ни одного доллара FICA: облагается только зарплата. В старости вы получите пенсию, которая тем больше, чем больше вы платили FICA (там на деле довольно сложная формула). Если же вы, например, всю жизнь прожили на дивиденды и потому FICA не платили, то такая пенсия вам не положена.
Третья "ножка табуретки" у каждого своя. Можете держать деньги в банке, если не жалко видеть, как их съедает инфляция. Можете покупать акции и облигации. Можете покупать недвижимость. Можете вкладываться в драгметаллы, картины и скульптуры. Это ваши проблемы. Вы можете формализовать эти накопления, заведя специальный счет (IRA). Если на вашей работе нет пенсионного плана (традиционного или 401), или он есть, но ваш доход ниже определенного предела, то эти деньги (частично) не облагаются налогом (это сильно упрощенная картинка: на самом деле тут масса вариантов и типов IRA).
Поговорим о второй "ножке". Традиционно это были так называемые "defined benefit pensions". Компания откладывает деньги в свой пенсионный фонд, который платит деньги людям, проработавшим в компании - в зависимости от того, сколько они проработали и сколько зарабатывали. При этом размер пенсии гарантирован: дело пенсионного фонда так вложить деньги, чтобы его обеспечить, а дело компании - передавать фонду достаточно денег, чтобы выполнить эти обязательства. Отдельный случай - банкротство; в этом случае обязательства перед пенсионерами (в сильно уменьшенном размере) берет на себя страховщик: пенсионные фонды застрахованы в обязательном порядке.
Нетрудно увидеть, что при этой системе риски ложатся на компанию. Если рынок пойдет вниз, то актуарии потребуют класть в пенсионный фонд больше. Компаниям это не сильно нравится. Поэтому сейчас очень многие фирмы (в моем окружении - почти все) стараются уйти от defined benefit plans к defined contribution plans. Это так называемые планы 401 (по номеру статьи в налоговом законодательстве) и аналогичные схемы типа SEP в малом бизнесе.
Выглядит это так. Работник перечисляет часть своей зарплаты на специальный счет, который администрирует фирма, подписавшая договор с его компанией. Как правило, эти деньги вычитаются из дохода, подлежащего налогообложению - что для среднего класса очень существенно. Компания часто делает "match": на каждый доллар, положенный туда работником, она добавляет пятьдесят центов или доллар от себя. Забирать деньги оттуда до достижения пенсионного возраста нельзя (точнее, можно, но сложно). На эти деньги можно покупать акции и облигации. Обычно можно покупать mutual funds, выбранные компанией; помимо этого, иногда можно открыть брокерский счет и покупать любые акции, а иногда можно их просто держать на счету и любоваться, как от них отъедает куски инфляция.
Когда-то компании часто давали "match" собственными акциями. После истории с "Энроном", когда у массы людей пропали пенсии, правила изменили: теперь нельзя, чтобы больше 25% стоимости 401 плана приходилось на акции компании, где человек работает.
Таким образом, люди становятся "господами миноритарными акционерами" не от желания халявы, а оттого, что по-другому обеспечить привычный уровень жизни в старости не получится: традиционной пенсии часто просто нет. Нет, конечно, можно гордо отказаться от 401 плана - но тогда теряешь налоговые преференции и "match" от компании. Так что если хотите к пенсии сносно жить - пожалуйте на биржу. Умеете ли, хотите ли, нет ли - неважно. Извольте слушать вашу любимую песню "Валенки".
Кстати о песнях. Введение 401 плана в компании, где раньше была традиционная пенсия, обычно сопровождается одной и той же песенкой: "Раньше вашими деньгами распоряжались бюрократы из пенсионного фонда, а теперь вы сами будете вкладывать деньги, куда сочтете нужным. Вы можете оказаться умным и удачливым и заработать миллионы - играйте! Несите ваши денежки на поле чудес!" Эта же песенка сопровождает ненавязчивые попытки склонить работника класть деньги не в mutual funds, а в брокерскую контору при 401 плане: "Выбирайте акции сами, играйте и выигрывайте (а заодно платите коммиссионные брокерам)!" Так как человеку свойственно считать себя умнее среднего, эта пропаганда работает. Масса людей активно продает и покупает акции, "балансирует портфели" и не отрываясь слушает советы телефинансистов. Если бы мне давали доллар за каждого моего знакомого, который играл в этом казино и "уже совсем почти обеспечил себе ранний выход на пенсию"...
Между тем мало кто задумывается над простым обстоятельством, хорошо объясненным Брэдом ДеЛонгом. А именно, реалии рынка таковы, что когда вы покупаете акции, их вам, скорее всего, продаст не такой же мелкий инвестор, а крупная фирма с кучей опытных аналитиков, мощными компьютерами, сложными алгоритмами, перерабатывающими массу информации. Если вы полагаете, что сейчас самое время купить акции XYZ, то продавец, очевидно, считает, что сейчас самое время их продать. Почему вы думаете, что он неправ? И наоборот, когда вы продаете акции, почему ваш контрагент считает, что сейчас самое время их купить? И почему вы уверены, что он ошибается?
На самом деле разумная стратегия для непрофессионала состоит в том, чтобы вкладывать деньги в no fee index fund - грубо говоря, тупо следовать уровню рынка и не пытаться оказаться самым хитрым. Но мало кто так делает, и в итоге Уолл-стрит имеет самоуверенного мелкого вкладчика дважды: во-первых, продавая ему то, от чего считает нужным избавиться крупный инвестор, а во-вторых, беря с него коммиссионные за эту услугу.
Впрочем, критерий "мелкости" все время ползет вверх, и скандалы после кризиса 2008 года показали, что Уолл-стрит с удовольствием стриг и простых мультимиллионеров.
Но мы, пожалуй, отвлеклись от основной темы, так что на этом завершим.