Из записок преподавателя. 2. О списывании
Dec. 8th, 2005 01:26 pm
Каждый преподаватель когда-то сам был студентом. Поэтому я решил, что
мои студенческие истории тоже могут идти под этой рубрикой. Тем
более, что o_proskurin завёл интересный разговор о
списывании (см. тут
и тут).
Так что я тоже решил поделиться.
На большинстве устных экзаменов кафедры теоретической физики списывание было абсолютно невозможно. Даже для самого опытного шпаргальщика и бомбиста. По очень простой причине: списывание есть нелегальное пользование письменными материалами. А на этих экзаменах ими разрешалось пользоваться вполне легально. Можно было приносить конспекты и учебники. Самые либеральные преподаватели разрешали выходить в коридор и, как говорят на теле-ЧГК, пользоваться помощью зала. Во время таких экзаменов возле кафедры толпился народ, оказывая гуманитарную помощь выскакивающим с лихорадочным румянцем студентам. Я в студенческие годы довольно часто ходил туда консультировать: объясняя материал, сам его лучше понимаешь.
Впрочем, эти вольности не делали экзамен легче. Когда человек, не знающий материала, садится пусть даже с самым правильным ответом к преподавателю, а тот вежливо выслушивает и начинает спрашивать: "А вот эта формула откуда? А что было бы, если мы предположили этот параметр не малым?", - то пробелы в понимании обнаруживаются быстро и чётко.
Но нет правил без исключений. Один из наших преподавателей требовал ходить к нему на экзамен "голым", без конспекта и учебника. И "консультации" запрещал. Разумеется, сам он тоже выходил к доске без всяких конспектов. Кстати, был одним из лучших лекторов, которых я когда-либо слушал.
Однажды, правда, он оскоромился. Есть такое преобразование Боголюбова в БКШ. Там надо запомнить пару коэффициентов, выводить которые всегда лень. Излагая его, преподаватель вынул из кармана пожелтевший листок календаря десятилетней давности и списал оттуда формулы на доску. Я сидел на первой парте и тут же заметил: "Как же так? Вы нам шпаргалками пользоваться запрещаете, а сами?" Преподаватель ответил: "Хорошо. Если вам попадётся преобразование Боголюбова, я разрешаю посмотреть конспект".
Дальнейшее противоречит теории вероятности, но клянусь, так оно и было на самом деле. Мне в билете попался вопрос про преобразование Боголюбова. Память у меня была неплохой, и конспект мне не понадобился. Я сел отвечать. Надо сказать, что я тогда был ещё более нахальным, чем сейчас, поэтому дойдя до этого места, я сказал: "А вот тут делается преобразование Боголюбова, коэффициенты которого я, в отличие от Вас, помню."
"Достаточно," - сказал преподаватель. И замолчал. Я тоже молчал. Наконец, он поднял глаза. "Скажите, - спросил он, - у вас были неприятности из-за вашего длинного языка?" "Да," - вздохнул я. "То ли ещё будет," - сказал он, выводя пятерку в моей зачетке.
И оказался пророком.