scholar_vit: (knot)
scholar_vit ([personal profile] scholar_vit) wrote2016-02-12 11:01 am
Entry tags:

Уж на сковородке

Забавная и поучительная история о том, как один респектабельный товарищ забыл о существовании слова "жидобандеровец" и как извивался, когда ему об оном напомнили: http://labas.livejournal.com/1134228.html?thread=25801876#t25801876.

Via журнал участника дискуссии

[identity profile] kouzdra.livejournal.com 2016-02-12 04:15 pm (UTC)(link)
Что забавнее - слово это емнимп придумали на украине как отмазку от вполне обоснованных обвинений в фашизме и бандеровщине - "мол какие же мы фашисты-бандеровцы, когда у нас там полно жидов".

Кстати ход действенный - потому что простенькая мысль что еврейские националистичские традиции вполне так неплохо сочетаются с фашстскими и бандеровскими (просто потому что против общего врага националисты отлично сговариваются) мало кто замечает.

Равно как и что название это по крайней мере для оголтелых тамошних довольно точно отражает суть явления

[identity profile] efimpp.livejournal.com 2016-02-12 04:57 pm (UTC)(link)
чтобы кто ни придумал, даже если коварные украинцы сознательно подкинули термин журналистке, чувак-то передернул

[identity profile] m61.livejournal.com 2016-02-12 05:01 pm (UTC)(link)
А, то есть это "чувак" насрал в штаны журналистке "перевел" "жидобандеровец" как Drecksjude?
Edited 2016-02-12 17:02 (UTC)

(no subject)

[identity profile] efimpp.livejournal.com - 2016-02-12 17:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] m61.livejournal.com - 2016-02-12 17:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] efimpp.livejournal.com - 2016-02-12 19:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mohanes.livejournal.com - 2016-02-13 10:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] leonid8.livejournal.com - 2016-02-12 18:04 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] m61.livejournal.com - 2016-02-12 18:14 (UTC) - Expand

[identity profile] kouzdra.livejournal.com 2016-02-13 05:08 am (UTC)(link)
Над деле все предельно просто - лексическая дисциплина как и было сказано - она собственно состоит в том чтобы выбором лексики усиливать "негодяйскость" одной из сторон и подчеркивать белость и пушистость другой. "Повстанцы-мятежники".

Журналистка просто возможно даже неосознанно сработала в этой модели и все. Данный перевод ей показался подходящим к задаче

(no subject)

[identity profile] chimkentec.livejournal.com - 2016-02-13 20:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kouzdra.livejournal.com - 2016-02-14 05:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kouzdra.livejournal.com - 2016-02-17 05:30 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kouzdra.livejournal.com - 2016-02-17 05:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kouzdra.livejournal.com - 2016-02-17 06:03 (UTC) - Expand

[identity profile] cangoose-si.livejournal.com 2016-02-16 02:14 pm (UTC)(link)
Тут есть одна проблема. Ни один еврей из бывшего Совка не поверит, что сражающийся русский националист назовет сражающегося против него украинского националиста "жидовней" (вполне адекватное немецкому Dreckjude словечко). Потому что у иппанутых с обеих сторон слишком глубоко укоренены мемы про "трусливых жидов" и "ташкентский фронт". Если бы фраза была версией "они считают нас жидовскими наймитами" - это было бы правдоподобно. А "они считают нас жидовней" - это либо slip of the tongue со стороны украинского нацика (самая charitable по сравнению к немочке версия инцидента - она просто не поняла глубины обиды сражающейся на украинской стороне нацистской мрази, которую дразнят жидом земляным червяком), либо выдумка немецкой журналистки, как считает labas.

(no subject)

[identity profile] efimpp.livejournal.com - 2016-02-16 19:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] cangoose-si.livejournal.com - 2016-02-16 19:55 (UTC) - Expand

[identity profile] vedroid.livejournal.com 2016-02-12 05:19 pm (UTC)(link)
Это случаем не Новодворская сказала, что Гитлера за антисемитизм осуждает, а так что, чувак всё правильно делал? И многие прочие рукопожатные многократно поддерживали эту интересную точку зрения.

(no subject)

[identity profile] svilar.livejournal.com - 2016-02-12 19:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vedroid.livejournal.com - 2016-02-16 15:04 (UTC) - Expand

[identity profile] leonid8.livejournal.com 2016-02-12 05:48 pm (UTC)(link)
Неплохо бы примерчик в студию.

[identity profile] kondybas.livejournal.com 2016-02-12 06:48 pm (UTC)(link)
Саму концепцию - о смычке украинского буржуазного национализма и еврейского сионизма - придумали совковые пропагандоны еще в 1970-х.

Image

Этот тренд возник, когда не удалось обвинить УПА в антисемитизме - всплыла история пробойового (штурмового) жидівського куреня (батальона) УПА, а также свидетельства о большом количестве менее боевитых евреев в УПА - врачей, например. А также многие сотни свидетельств о спасении украинцами евреев от холокоста.

Окончательно понятие жидобандеровца сформировалось в "Фофудье" в конце 2000-х

Image

[identity profile] kelestian.livejournal.com 2016-02-13 11:17 am (UTC)(link)
придумали в ответ на регулярные обвинения украинцев в антисемитизме от русского агитпропа времен Майдана

(no subject)

[identity profile] kouzdra.livejournal.com - 2016-02-13 11:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kelestian.livejournal.com - 2016-02-13 13:52 (UTC) - Expand

[identity profile] max mustermann (from livejournal.com) 2016-02-13 03:11 pm (UTC)(link)
Это слово придумали еще году в 2003-м, как квинтессенцию российских претензий к событиям Померанчевой революции: её участников "вполне обосновано обвиняли" в распродаже Украины "жидам" и "бендеровщине" одновременно.

(no subject)

[identity profile] cangoose-si.livejournal.com - 2016-02-16 14:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] max mustermann - 2016-02-16 21:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] cangoose-si.livejournal.com - 2016-02-16 21:30 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] max mustermann - 2016-02-16 22:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] max mustermann - 2016-02-16 22:13 (UTC) - Expand

[identity profile] beth4ever.livejournal.com 2016-02-12 04:17 pm (UTC)(link)
Вот тот случай, когда я ни черта не поняла, ни что лабас хотел сказать в посте, ни на чем его подловили. О_О

[identity profile] leonid8.livejournal.com 2016-02-12 06:08 pm (UTC)(link)
Лабас хотел показать, что немецкая журналистика такая же пропаганда, как российская или еще хуже. Попался на том, что в немецком случае пытался из мухи сделать слона. Дальнейшее обсуждение сводится к тому, где больше антисемитизма -- в Украине или в ДНР/ЛНР, что явно является уходом от первоначальной темы (и это совсем не то, о чем писал Лабас).

Есть еше оригинальная версия Куздры. Ну он как всегда не в теме.

(no subject)

[identity profile] max mustermann - 2016-02-16 22:18 (UTC) - Expand

[identity profile] jozhin.livejournal.com 2016-02-12 04:40 pm (UTC)(link)
Сейчас начнутся жалобы на партсобрание.
Хотя если раньше юзер придерживался популярной темы про эквивалентность российской и украинской пропаганды (популярной в респектабельных кругах людей, стоящих выше всей этой низкой возни, в частности), то сравнение немецкой журналистики с российской пропагандой явно шаг вперед. Зачем лезть на тонущий корабль мне немного неясно. Даже виртуально лезть, т.е. практически risk free; видимо, эмоции берут верх.

[identity profile] m61.livejournal.com 2016-02-12 05:12 pm (UTC)(link)
то сравнение немецкой журналистики с российской пропагандой явно шаг вперед.

Вообще-то претензии к немецкой журналистике (отдельным ее представителям) - у "юзера" имеются уже очень давно. Собственно, даже в самом постинге есть несколько ссылок на предыдущие постинги на эту тему.

Впрочем, как выяснилось в комментариях к постингу "юзера" - абсолютно большинство политически озабоченных комментаторов постинга просто не прочитали, по всей видимости - а сразу кинулись писать "о своем, о девичьем". И уже появилась добрая традиция - благодарить таких комментаторов за их прекрасный комментарий.

Вам, соответственно, тоже большое спасибо.

(no subject)

[identity profile] jozhin.livejournal.com - 2016-02-12 17:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] m61.livejournal.com - 2016-02-12 17:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] jozhin.livejournal.com - 2016-02-13 07:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] max mustermann - 2016-02-13 19:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] angerona.livejournal.com - 2016-02-15 18:06 (UTC) - Expand

[identity profile] jim-garrison.livejournal.com 2016-02-12 04:45 pm (UTC)(link)
Это хороший пример того, что зомби обвиняют человека в зомбированности.

[identity profile] m61.livejournal.com 2016-02-12 04:58 pm (UTC)(link)
Да, это действительно забавная и поучительная история - только вот забавна и поучительна она несколько иным. И сейчас она стала еще более забавной - и еще более поучительной, да.

[identity profile] abba65.livejournal.com 2016-02-12 05:11 pm (UTC)(link)
Моё видение ситуации.

1. "Оригинал".
Некие украинские солдаты сетуют немецкой журналистке на отношение к ним сепаратистов: мол, для них мы такие, сякие и эдакие. Сетуют, очевидно, по-украински или по-русски. Что именно они говорили, слышала только немецкая журналистка.

2. Репортаж.
Немецкая журналистка перевела/интерпретировала "оригинал" на немецкий как "Nazis, Drecksjuden, Faschisten".
В переводе юзера labas: "нацисты, грязные жиды, фашисты".

3. Интерпретация.
Юзер labas считает это пропагандой: "Антисемитское клише походя вставляется в ряд других оскорблений, даже человеку, понимающему контекст, непросто его вычленить, средний же немецкий зритель просто проглатывает его без возможности всякой рефлексии".

4. Обсуждение.
Высказывается предположение, что "Drecksjuden" в оригинале - "жидобандеровцы".
Юзер labas считает, что такой перевод на немецкий недопустим и лучше вообще не переводить: "я бы его опустил".
Юзер messala считает: "опустив слово "жидобендеровец", Вы бы куда сильнее исказили смысл речи, чем переведя его как Drecksjude".
Другие претензии юзера messala лично мне непонятны.

5. Моё личное мнение.
а) вполне вероятно. что в оригинале были "жидобендеровецы";
б) перевести это одним словом на немецкий невозможно, долго пересказывать - бессмысленно (согласен с юзером labas);
в) тем не менее как-то донести до зрителя смысл слова надо (согласен с юзером messala);
г) немецкая журналистка решила вместо непонятного немцам клише на русском использовать понятное им клише на немецком, также связанное с "жидами" - по-моему, достаточно удачно;
д) в отличие от юзера labas никакой пропаганды я тут не вижу;
е) никакого "извивания ужом на сковородке" я также не вижу - скорее всего, юзер labas не понимает претензии юзера messala, как не понимаю их я.

Глобальный вывод (с долей шутки): все-таки на Западе самолеты не из соломы и навоза, даже если кажется, что таки да :)

Был бы благодарен за уточнения/возражения, если автор журнала не против.

[identity profile] m61.livejournal.com 2016-02-12 05:18 pm (UTC)(link)
Лично я согласен с большинством ваших пунктов - кроме г) и отчасти д) (отчасти - потому лично я вовсе не исключаю случай глупости, а не злонамеренности). Нет, это была крайне неудачная замена для "жидобендеровцев" (если, конечно, в оригинале были действительно они).

Потому что "жидобендеровцы" - это _ироничное_ _само_название, а Drecksjude - нет.

(no subject)

[identity profile] abba65.livejournal.com - 2016-02-12 17:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] leonid8.livejournal.com - 2016-02-12 18:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rioman.livejournal.com - 2016-02-12 23:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] spamsink.livejournal.com - 2016-02-12 18:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pargentum.livejournal.com - 2016-02-12 18:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gineer.livejournal.com - 2016-02-12 20:42 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] helvegr.livejournal.com - 2016-02-13 03:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gineer.livejournal.com - 2016-02-12 20:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] smirnfil.livejournal.com - 2016-02-14 00:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] smirnfil.livejournal.com - 2016-02-16 21:05 (UTC) - Expand

[identity profile] jozhin.livejournal.com 2016-02-12 09:53 pm (UTC)(link)
Я извивания ужом вижу. Попробую обосновать видение.

1. Обвинение немецкой журналистки в пропаганде, да еще и сравнимой с российской, но лишь более тонкой - достаточно серьёзно. В рамках блога на русском языке это в порядке вещей сегодня, а вот попробуй юзер лабас предъявить его на более широкую аудиторию, могло бы получиться нехорошо для юзера лабаса. Поскольку исходники интервью практически наверняка существуют, да и антисемитизм (совершенно дикий) адептов русской весны известен (откуда и шутки про жидобендеровцев) и легко демонстрируется кому угодно. Выглядело бы такое обвинение вполне в стиле российской современной пропаганды (причем правильно бы выглядело), которая, похоже, начала утомлять тех же немцев.
Поэтому первый вопрос мессалы про исходник на мой взгляд самый правильный в контексте.
2. А дальше и начинается процесс, обозначенный в посте. Исходное заявление про пропаганду подменяется лабасом корректностью перевода "жидобендеровцев", а потом и просто похамливанием. Т.е. при отсутствии исходников приходится именно вилять ужом.

При том, что, повторюсь, дремучий антисемитизм дээнэровцев с элэнэровцами - общее место и известно любому интересующемуся человеку, полно роликов с откровениями.

Отдельно. Мне не кажется пост лабаса случайным ляпом и сносом в конспирологию, поскольку есть контекст и есть история (он раньше фотошоп боинга на российскм тв сравнивал с непроверенным заявлением Порошенко про уничтоженный конвой российской техники). Но это уже интерпретации, а вот его рассуждения про пропаганду - чистая незамутненная клевета. Как по мне, осознанная.

(no subject)

[identity profile] jozhin.livejournal.com - 2016-02-13 07:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] angerona.livejournal.com - 2016-02-15 18:21 (UTC) - Expand

[identity profile] sciuro.livejournal.com 2016-02-12 07:38 pm (UTC)(link)
Лабас, по-моему, вообще к пустому месту прикопался и развел конспирологию на пустом месте. Но твое наблюдение - "уж на сковородке" и тп - тоже на полметра мимо, по-моему.

Лабасов оппонент очень невнятен, потому что он несколько раз пытается подменить один тезис другими. Насколько хорошо журналистка понимает русский/украинский, и насколько удачно она переводит понятое - это один разговор, насколько корректно в гипотетической ситуации "если бы Лабас переводил эту прямую речь" объяснять или не оъяснять слушателям тонкости иронической лексикологии - это другой разговор, а есть ли в этом журналистском материале признаки заговора - третий. Согласие или не согласие по первым двум пунктам к третьему отношения не имеет, о чем Лабас и говорит, а вовсе не "извивается".

(переход на личности ON) Вообще, "уж на сковордке" применительно к невнятному комментарию - это какая-то непропорционально дешевая риторика, уж прости. Такое впечатление, что у тебя к Лабасу есть какой-то предсуществующий счет, и ты охотно гиперинтерпретируешь (так можно сказать?) обычный трёп вслед за источником, который предвзят. Я пошла читать весь этот трёп только потому, что удивилась твоей реплике (OFF).

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2016-02-12 08:38 pm (UTC)(link)
Вы говорите "есть к Лабасу предшествующий счет", как будто в этом есть что-то удивительное.

Он, вообще-то, один из тех, кто работал на нынешнюю войну с первых дней своей деятельности самодеятельного "историка". Провайдер ненависти.

(no subject)

[identity profile] sciuro.livejournal.com - 2016-02-12 20:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2016-02-12 20:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] sciuro.livejournal.com - 2016-02-12 20:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2016-02-12 21:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] scholar-vit.livejournal.com - 2016-02-12 21:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] scholar-vit.livejournal.com - 2016-02-12 21:08 (UTC) - Expand

[identity profile] nec-p1us-u1tra.livejournal.com 2016-02-12 11:31 pm (UTC)(link)
> респектабельный товарищ

labas? распектабельный? Ну ок.

[identity profile] svensk-vanja.livejournal.com 2016-02-13 06:06 am (UTC)(link)
Жидобендеровцы, или сокращено ЖБ - одна из сторон хохлосрача. Вторая сторона - фофудьеносцы, или РЛО.
Не знаю, зачем тут кому-то надо извиваться. Хохлосрачи времен пяти-десятилетней давности имели достаточно добродушный характер, теперь о них можно вспоминать как о золотом веке.

[identity profile] vlkamov.livejournal.com 2016-02-13 11:10 am (UTC)(link)
> товарищ забыл о существовании слова "жидобандеровец"

Получилось как у Раневской: "Слова нет, а жопа есть"

http://awas1952.livejournal.com/6161054.html

[identity profile] vryadli.livejournal.com 2016-02-15 03:55 pm (UTC)(link)
Это да. Гораздо круче не крутиться, когда попадаешься.

А делаь вид, что все вокруг попалось и крутится.
Edited 2016-02-15 16:15 (UTC)