scholar_vit: (knot)
scholar_vit ([personal profile] scholar_vit) wrote2015-06-10 01:49 pm
Entry tags:

Все, что вы хотели знать о советской науке, но боялись спросить

Via [livejournal.com profile] bgmt: интересная статья Семена Глузмана об Андрее Владимировиче Снежневском (том, который "вялотекущая шизофрения").

Меня в этой статье поразила одна фраза. Автор говорит, что Снежневский был талантливым человеком, погубленным конформизмом (см. на эту тему подходящую цитату из Фукуямы о Познере). И чтобы доказать это, утверждается буквально следующее (выделение мое):

Умный, тонкий интеллектуал, он был не только блестящим психиатром и учителем, но и читал англоязычную профессиональную литературу (у него такая возможность была!), следил за книжными новинками, любил классическую музыку...

Цитата напоминает известный анекдот: "Сегодня капитан был трезв".

За исключением бомбостроительных и смежных с ними дисциплин, где Софья Власьевна, скрепя сердце, разрешала "читать англоязычную профессиональную литературу" и давала "такую возможность" специалистам, советская наука была... хмм... весьма своеобразным предприятием.

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2015-06-10 06:17 pm (UTC)(link)
По моим ощущениям, в семидесятые доступ к англоязычной литературе был. Наверняка комментаторы расскажут детали. Я только могу сказать, что в статьях моего папы (он занимался физикой атмосферы, совсем не бомбометание) есть ссылки на работы в англоязычных журналах, которые вышли за год-два до публикации его работ.

[identity profile] scholar-vit.livejournal.com 2015-06-10 06:27 pm (UTC)(link)
Вообще-то физика атмосферы - это очень важная для военных область. Радиосвязь, полет ракет и многое другое. Я краешком пересекался, так что кое-что знаю.

[identity profile] kouzdra.livejournal.com 2015-06-10 06:34 pm (UTC)(link)
Когда в 1981 году в начале 10 класса я спросил у хозяев ЛЭТИшной СМ-ки где тусовался тогда "около компьютера" на тему "а есть ли документация по системе" получил пачку ксероксов на английском со словами - "ну читай".

После чего практически осознал полезность изучения данного языка.

В конце 1-го курса уже Терехов мну в своем классическом стиле озадачил - "студент - ну вот Цейтин тут носится со своим юниксом - там есть такой язык С - возьми в библиотеке описание и сделай компилятор".

После чего пошел в горьковку взял "Большую Синюю С" (оригинальную - русских тогда не было и в проекте) и таки да - компилятор сделал, что самое смешное.

[identity profile] kouzdra.livejournal.com 2015-06-10 06:36 pm (UTC)(link)
Был конечно - например в библиотеке ЛГУ. Приходишь и берешь.

[identity profile] lefantasy.livejournal.com 2015-06-10 06:40 pm (UTC)(link)
Надо бы на комментарии подписаться. Узнать, какие науки сегодня будут мирными.

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2015-06-10 06:41 pm (UTC)(link)
Да ладно, эдак любую область можно назвать стратегически важной. Там журналы типа "Journal of atmospheric science", ничего особенного.

[identity profile] scholar-vit.livejournal.com 2015-06-10 06:46 pm (UTC)(link)
Ну вот психиатрию, как видим, начальство сочло стратегически неважной. Возможно, это было ошибкой - как с генетикой, например. А все, что имело отношение к физике, на всякий случай не давили.

[identity profile] scholar-vit.livejournal.com 2015-06-10 06:47 pm (UTC)(link)
Вопрос не в том, какие науки мирные, а в том, какие науки начальство считает мирными.

[identity profile] filin.livejournal.com 2015-06-10 06:54 pm (UTC)(link)
Подозреваю, что автор просто не в теме и потому неправильно пересказал чужие слова. Естественно, все было доступно при минимальном желании - даже в той же военно-прикладной логике, медицина ведь тоже военно-полевая специальность.

[identity profile] kouzdra.livejournal.com 2015-06-10 06:55 pm (UTC)(link)
У меня кстати по поводу атомной физики есть умеренно раритетное издание: перевод "отчета Смита" 1946 года советского издания (подписан в печать в ноябре 1945):



Куплено за 100 российских уже рублей в букинисте на Литейном.

Он впрочем не только у меня есть - книжка нередкая.
Edited 2015-06-10 18:57 (UTC)

[identity profile] lefantasy.livejournal.com 2015-06-10 06:58 pm (UTC)(link)
Сегодня вопрос в том, какие науки нельзя называть мирными, чтобы оправдать основной тезис поста.

[identity profile] agasfer.livejournal.com 2015-06-10 07:02 pm (UTC)(link)
По моему профилю, т е химия, биология и медицина, все западное лежало свободно в ГПНТБ и институтских библиотеках. Для чтения новых поступлений в ГПНТБ вообще не нужно было в библиотеке как-то регистрироваться. Любой с улицы мог зайти и читать, что на полке лежит. Вот если старье какое-нибудь, конца 19 века, это уже надо заполнять карточку и ждать из хранилища.

Изымались отдельные номера журнала Nature, где нередко публиковались критические заметки об СССР, но если мне нужна была статья из такого номера, то я в течении недели получал ксерокс. А что и почему изымалось, для меня не было секретом, т к серия Current Contents/Life Sciences, которая печатала оглавления всех журналов, включая Nature, стояла в разделе справочники, бери и листай.
Edited 2015-06-10 21:10 (UTC)

[identity profile] vchashu.livejournal.com 2015-06-10 07:05 pm (UTC)(link)
Что-то Ваш блог всё больше скатывается в оголтелую пропаганду.Вы же не можете не знать, что библиотека ОГУ была подписана в 1971-75 годах на многие зарубежные журналы. Когда шаровых нефтеденег стало меньше перешли на более ресурсосберегающую модель: абсолютно на всё было подписано ВИНИТИ, оно публиковало РЖ (Реферативный журнал, Вы уже успели на него поработать?) все кому надо заказывали на основе реферата фотокопию хоть статьи, хоть книги. У меня на полке до сих пор они стоят.
Каждый это легко может проверить сам: идём на http://www.mathnet.ru/, открываем какие хочешь статьи по чистой математики за 1930-1990 годы, почти все авторы цитируют зарубежные источники.

[identity profile] seespirit.livejournal.com 2015-06-10 07:20 pm (UTC)(link)
Вы чрезмерно широко толкуете "бомбостроительность". Доступ к интернациональной научной литературе в области точных и естественных наук в СССР был. В нашей библиотеке был ряд главных англоязычных журналов. Да, библиотека западного университета того времени была наверняка побогаче.

НО были также так называемые реферативные журналы, выпускаемые организацией "всесоюзный институт НТИ" или что-то вроде этого. Эти журналы (толстенные) содержали abstracts статей широкого круга изданий - и первого и третьего ряда. Вы могли заказать за довольно символическую плату у этой организации ксерокопии заинтересовавших вас статей. Сервис работал по тем временам хорошо и быстро. Я сам им многократно пользовался ( в конце 70х - аспирант в академическом институте, специально державшийся подальше от бомбостроительства)
Edited 2015-06-10 19:23 (UTC)

[identity profile] anna-frid.livejournal.com 2015-06-10 07:21 pm (UTC)(link)
На днях листала свежеизданную монографию, авторства динозавра. БОльшая часть списка литературы - советские статьи 60-70 годов. Редкие вкрапления англоязычных статей тех же времен.

[identity profile] sl-lopatnikov.livejournal.com 2015-06-10 07:29 pm (UTC)(link)
А что такого особенного было с генетикой? - Надоели эти сказки, бог ты мой.
Вы хоть читали материалы пресловутой сессии 1948 года? Вы помните в чем так упрекали генетиков? - В том, что во время войны, вместо того, чтобы решать задачи для фронта, они дрозофилл разводили... Это что, неправильно?

[identity profile] scholar-vit.livejournal.com 2015-06-10 07:29 pm (UTC)(link)
Видите ли, я этим РЖ не только пользовался: я им абстракты писал. И моя первая статья была в зарубежном журнале.

Что не отменяет простого факта: историки, психологи, философы и прочие были отрезаны от мировой науки. Это не просто ухудшило состояние советской науки - это привело к забавному искажению мировоззрения, ясно видному по комментариям к этой заметке: советский и постсоветский образованный человек даже не подозревает о том, что наука - это не только интегралы и матрицы плотности, но и многое другое.
Edited 2015-06-10 19:32 (UTC)

[identity profile] scholar-vit.livejournal.com 2015-06-10 07:31 pm (UTC)(link)
А какая область науки?

[identity profile] sl-lopatnikov.livejournal.com 2015-06-10 07:35 pm (UTC)(link)
Не было никаких проблем с англоязычной литературой по естественно-научным и инженерным специальностям. И не только. Я долго смеялся, когда Чубайс рассказывалЮ, как он не мог "достать Самуэльсона"... Когда он с начала 70-х спокойно стоял у меня на полке, как и толстенная монография "Западные экономические теории", перевод Шумпетера и т.д. А такую "суперсекретную" переводную книгу "Информационная работа стратегической разведки", американского генерала Плэтта я купил за 50 копеек на развале рядом со своим домом на ул. Горького (Тверской).
Кстати и о психиатрии: один мой знакомый увлекался всякими MMPI - не заметил, что у него были проблемы.

[identity profile] seminarist.livejournal.com 2015-06-10 07:35 pm (UTC)(link)
Тут еще дело в том, что для советского психиатра старшего поколения было бы естественно ориетироваться (по старой, довоенной еще памяти) на немецкую литературу. Снежневский был 1904 года рождения, и когда он учился, в психиатрии господствовали немцы. То, что он знал английский и читал проф. литературу на этом языке, действительно хорошо его характеризует - значит, не отставал от жизни.

[identity profile] vchashu.livejournal.com 2015-06-10 07:39 pm (UTC)(link)
Между прочим, РЖ и по общественным наукам издавался, стоял в открытом доступе в том же зале библиотеки ОГУ, думаю, и статьи легко можно было заказать профильным сотрудникам.
Так что бред всяких фукуям про конец истории вполне был доступен специалистам (я знаю про анахронизм в этой фразе :-), они всё могли читать и если надо писали свои работы по "критике буржуазных теорий...".

[identity profile] seespirit.livejournal.com 2015-06-10 07:46 pm (UTC)(link)
ну тут Вы правы, конечно. Я ведь так и написал: точные и естественные науки. Что в СССР была практически гуманитарная пустыня (за редкими исключениями) - тут я не спорю
Но причины такого положения сильно обьемнее простого недостатка информации
Edited 2015-06-10 19:48 (UTC)

[identity profile] anna-frid.livejournal.com 2015-06-10 07:47 pm (UTC)(link)
Написала в личку.

[identity profile] scholar-vit.livejournal.com 2015-06-10 07:54 pm (UTC)(link)
Ну я и говорю: бомбостроение и смежные дисциплины (ну смогли объяснить начальству, что физика едина - молодцы).

Хотя на самом деле и там не все было гладко: Вы правы в том, что даже когда журналы были доступны, далеко не все их читали.

[identity profile] scholar-vit.livejournal.com 2015-06-10 07:55 pm (UTC)(link)
Thanks!

Page 1 of 3