scholar_vit: (knot)
scholar_vit ([personal profile] scholar_vit) wrote2014-01-10 05:34 pm
Entry tags:

Немировскому на заметку

Говоря о результатах политики Ельцина, [livejournal.com profile] wyradhe часто приводит тот факт, что средняя продолжительность жизни мужчин в России упала на семь лет.

Пишут, что за последние пару десятилетий средняя продолжительность жизни белых женщин в США, не получивших школьного образования, упала на пять лет (для мужчин этот показатель составляет три года). Кстати, черные женщины в аналогичной ситуации живут дольше.

Статья по ссылке выше описывает жизнь и смерть одной такой белой необразованной бедной женщины, Кристал Вильсон. Бедность, ранние беременности, отсутствие работы, ужасное питание - и полное, абсолютное отсутствие медицинской помощи. Никто не стал выяснять, почему беременности Кристал одна за другой заканчивались выкидышами - денег на врача не было. Запущенный диабет диагностировали то ли при родах, то ли позже (сейчас уже не установить), но лечить в любом случае не стали: так и ходила с густой сладковатой кровью. У мужа была инвалидность после производственной травмы (в череп вставили пластинку) и Медикейд, а у нее ничего. Единственным доктором ей по карману был Dr. Pepper: химически-сладкое пойло, и здоровому-то человеку противопоказанное - что уж говорить про диабетика. Но этого ей тоже не объяснили. В 38 лет она умерла от инфаркта.

Не приспособилась она к рынку, что поделаешь.


Update: В комментариях [livejournal.com profile] gomberg приводит претензии к интерпретации исследования в статье.

[identity profile] janez.livejournal.com 2014-01-11 09:28 am (UTC)(link)
Про вину политики Ельцина говорить глупо, потому что, глядите-ка (https://www.google.co.uk/search?q=life+expectancy+ukraine&rlz=1C1TEUA_enGB504GB504&oq=life+expectancy+ukr&aqs=chrome.1.69i57j0l5.8813j0j7&sourceid=chrome&espv=210&es_sm=93&ie=UTF-8), "Украину и Беларусь - тоже я?"

Исследования есть, поищите. Мне попадалось интересное объяснение разницы в глубине "провала" между Россией/Украиной и Чехией/Прибалтикой: в странах, менее пострадавших от смены политического строя, больше социальных связей между людьми. Церкви объединяют прихожан, хоры эти эстонские знаменитые, местное самоуправление активное, в то время как в России людей объединяет в основном работа и семья.

2) Детская смертность на 100 тысяч населения упала, потому что рождаемость на 100 тысяч в то время упала. :) Детская смертность на 1000 новорожденных в 90-х оставалась (http://www.gapminder.org/world/#$majorMode=chart$is;shi=t;ly=2003;lb=f;il=t;fs=11;al=30;stl=t;st=t;nsl=t;se=t$wst;tts=C$ts;sp=5.59290322580644;ti=2012$zpv;v=0$inc_x;mmid=XCOORDS;iid=phAwcNAVuyj1jiMAkmq1iMg;by=ind$inc_y;mmid=YCOORDS;iid=0ArfEDsV3bBwCcGhBd2NOQVZ1eWowNVpSNjl1c3lRSWc;by=ind$inc_s;uniValue=8.21;iid=phAwcNAVuyj0XOoBL_n5tAQ;by=ind$inc_c;uniValue=255;gid=CATID0;by=grp$map_x;scale=log;dataMin=283;dataMax=110808$map_y;scale=log;dataMin=2.2;dataMax=756$map_s;sma=49;smi=2.65$cd;bd=0$inds=i184_t001800,,,,;i238_t001800,,,,) на одном уровне - 25-26, в то время, как в других странах продолжала падать (в Великобритании, скажем, с 9,3 до 6,3).

[identity profile] a-bugaev.livejournal.com 2014-01-11 09:30 am (UTC)(link)
Я читал ещё про эффект отложенной смертности из-за антиалкогольной кампании 80-х (часть тех пьющих, кто мог бы умереть уже тогда, прожили дольше и умерли в начале 90-х).

[identity profile] mochalkina.livejournal.com 2014-01-11 09:52 am (UTC)(link)
2. Нет. В исследовании, которое я читала, была разбивка по возрастным группам. 0-1, 1-4, 5-9, как-то так.

[identity profile] mochalkina.livejournal.com 2014-01-11 09:54 am (UTC)(link)
возможно. Хотя уж больно длинный хвост получается.

В 1985-1987 гг. количество острых алкогольных психозов (то есть белочек) действительно резко снизилось. Но потом не менее быстро добралось до исходного уровня.

[identity profile] janez.livejournal.com 2014-01-11 10:32 am (UTC)(link)
Линк? Я Рослингу доверяю. :)

От нашего стола: была такая серия публикаций (http://www.amazon.co.uk/s/ref=nb_sb_noss?url=search-alias%3Daps&field-keywords=health%20systems%20in%20transition%20) по теме переходных периодов, там много материалов по Восточной Европе. Некоторые выпуски мне в сети попадались, например, Health systems in transition: learning from experience (http://www.euro.who.int/en/about-us/partners/observatory/studies/health-systems-in-transition-learning-from-experience).

[identity profile] ziavra.livejournal.com 2014-01-11 10:53 am (UTC)(link)
в этих условиях негры живут дольше, следовательно...

[identity profile] mochalkina.livejournal.com 2014-01-11 11:38 am (UTC)(link)
мне сейчас трудно будет найти этот линк, материал старый (совсем по горячим следам - 1999 года или около того), источник российский, не политизированный. Поэтому пока прошу поверить на слово. Если вдруг найду, не премину запостить ссылку. Там разбивка не только по возрастным группам, но и по причинам смерти.

Устойчивое снижение младенческой и ранней детской смертности в России и не только в России - это вообще-то common knowledge. Был некоторый рост в 1992-1993 гг., связанный отчасти и с переходом на другие стандарты определения живорождения, но потом кривая снова поползла вниз.

[identity profile] janez.livejournal.com 2014-01-11 12:20 pm (UTC)(link)
Извините, я не вижу причин верить вам со ссылками на common knowledge, а не Хансу Рослингу со статистикой.

Количество абортов на 1000 женщин детородного возраста за 90-е сократилось едва не вдвое, это да, а детская смертность (на 1000 живорожденных) осталась на месте. В 2000-х, да, упала.

[identity profile] mi-b.livejournal.com 2014-01-11 01:52 pm (UTC)(link)
Конечно, глупости говорят все, но примеры как раз таких игр с фильтрованными выборками и распределениями мне в голову приходят слева. Есть еще, например, весь дискурс про "борьбу" с походяще определенной "бедностью". На самом деле, от журналиста ожидать нечего, особенно когда он с пафосом, а характерно, как хозяин журнала, вобщем, знакомый с какой-то математикой, сразу ее забывает, когда речь идет об идеологически близком тексте ;) Характерно для всех, а не только для хозяина, конечно

[identity profile] efimpp.livejournal.com 2014-01-11 06:15 pm (UTC)(link)
нет это означает всего лишь, что растет относительное неравенство.
например, тот кто жил на $15,000 в год живет на $18,000 в сравнимых долларах
а тот кто получал $1,000,000 теперь получает $5,000,000
но говорить, что первый стал реально беднее в этом случае нельзя

[identity profile] volodymir-k.livejournal.com 2014-01-11 07:07 pm (UTC)(link)
дело не в рынке
при развитом феодализме была поговорка: дураков и в церкви бьют

точно так же в небесном СССР-1965 в 200км от Москвы были деревни, в которых никакой медицины не было вообще, как и электричества и полов в избах


просто интересно,а если бы эта баба была на медикере, откуда бы врач узнал, что она злоупотребляет др пеппером

[identity profile] sergio-az.livejournal.com 2014-01-11 07:21 pm (UTC)(link)
:))))

[identity profile] b0p0h0k.livejournal.com 2014-01-12 11:06 am (UTC)(link)
Я ж чисто формально рассуждаю.
Положим, T2 > T1 (время), Gini(T2) > Gini(T1).
Так вот, эти условия можно выполнить, сохраняя абсолютную бедность бедных при переходе от T1->T2 неизменной, но увеличивая их количество за счёт, например, обеднения "средних".
Что мы, IMO, и имеем.
finance.yahoo.com/news/middle-class-share-americas-income-165228920.html

[identity profile] gomberg.livejournal.com 2014-01-13 01:21 am (UTC)(link)
Потому что среди черных мужчин, да в гетто, школу вообще много кто не заканчивает. По туче разных причин, не обязательно связаных со здоровьем и/или собственными склонностями. Да и качество этой школы в гетто может быть такое, что заканчивай ее или не заканчивай - не шибко важно, поскольку особых дверей она все равно не откроет. И ситуация тут принципиально за последние десятилетия, увы, не изменилась.

[identity profile] gomberg.livejournal.com 2014-01-13 01:28 am (UTC)(link)
Ну, я, возможно, не очень понимаю, что для вас левоправо, но сам подобных закономерностей не замечал. Одно из трех. Либо определения левоправого у нас разные, либо выборка разная, либо идеологически-близкие тексты у вас желания присмотреться не вызывают :)

Да, на всякий случай. Дискурс борьбы с бедностью (кавычки можно выставить в самых разных местах) мне самому достаточно близок (и, наверняка, подходящие нам с вами определения ее будут разниться). И пафос, сам по себе, меня бы не раздражал. Но неумные доводы меня более пугают именно, когда выводы идеологически близки: зачем лить воду на чужую мельницу?

[identity profile] gomberg.livejournal.com 2014-01-13 01:34 am (UTC)(link)
Именно. Из ссылок на исследования в статье, по первой там, вообще говоря, не очень хорошо - не столько с точки зрения методологии исследования (тут я не достаточно внимательно просматривал по диагонали :) чтобы хоть чего-то сказать), а с точки зрения того, как они результаты преподносят: не удивительно, что автор популярной статьи ухватился. А вторая, вообще говоря, выглядит совсем кошерно (надо, конечно, читать внимательней, но на первый взгляд оно так). Я бы, будучи экономистом, попробовал подумать, откуда всякие разницы в поведении, которые они наблюдают, берутся: ну так писали не экономисты.

[identity profile] gomberg.livejournal.com 2014-01-13 01:39 am (UTC)(link)
Я сдохну точно так же. И не потому что доступа к медицине нет: страховка частная, страховка государственная, отец врач, живу в столице. И не потому что мне не говорю, что пить газировку при весе под 120 кг не стоит. А потому что к врачу именно потому и не хожу, что прекрасно знаю, что он мне скажет худеть. В этом опасность индивидуальных историй.

[identity profile] ab-s.livejournal.com 2014-01-13 10:56 am (UTC)(link)
Да ее и дышать, в общем-то, никто не заставлял. И вот, представьте себе, взяла и прекратила. Сама, добровольно, реализовав т.о. неотъемлемое право личности распорядиться своей судьбой. Парадиз, б.

[identity profile] mi-b.livejournal.com 2014-01-13 11:14 am (UTC)(link)
Кавычки можно выставить в разных местах, но уместно - в тех местах, где смысл слова меняется на узко контекстуальный. Тут именно тот случай -http://mi-b.livejournal.com/228369.html

(Anonymous) 2014-01-13 12:41 pm (UTC)(link)
так и я чисто формально
и оба сценария возможны
просто началось с неоспоримого утверждения относительное неравенство растет - но как это подтверждает вывод о том, что это может вести к снижению длительности жизни по крайней мере неочевидно
кстати ваша ссылка ничего не подтверждает в разговоре об абсолютных значениях потому что средний класс определен через медиану.
и даже про изменение медианы я ничего не заметил
сказано, что уменьшилась медиана для средего класса но это может произойти разными способами

[identity profile] profpr.livejournal.com 2014-01-13 05:59 pm (UTC)(link)
Согласен. Вторая статья вполне достойная, на мой взгляд. В первой стат анализ очень бедный, похоже, они просто изменения в своих группах посмотрели, для таких мощных выводов в дискуссионной части весьма маловато.

[identity profile] vryadli.livejournal.com 2014-01-15 10:45 pm (UTC)(link)
Я с трудом предстваляю себе такую политику или общественный процесс, при котором лучше становистя абсолютно всем. Так что когда стало быстро и сильно хуже большинству - это совсем другой колекор.
=================
Чисто профессионально статиситически к данному примеру вот какое замечение:

Предполжим, что получить образование женщине за последние "пару десятков лет" стало то ли легче, то ли нужнее - неважно почему, фактор Х.

Вполне естественно, что из гурппы женщин, которые без Х остались бы необразованные, в превую получат"добавочное" образование те, которые поздоровее и побольше заботятся о будущем. И тем самым выпадут из этой группы. Тем самым понизив ОПЖ у оставшихся в группе жизни "белых женщин в США, не получивших школьного образования".

Так что в "лагранжевых координатах" (или по другому - у любой конкретной женщины) ОПЖ из-за Х могла и ваще повысицца. А в группе тем не менее упасть.

Так что.

Edited 2014-01-15 22:49 (UTC)

[identity profile] vryadli.livejournal.com 2014-01-15 10:54 pm (UTC)(link)
Ну, по факту таки да. Трезво оцененный максимум богатсва небогатых был в США где-то в 76-м.

[identity profile] vryadli.livejournal.com 2014-01-15 11:02 pm (UTC)(link)
У меня дочка лучшего друга преподает в бандитской негритятской школе Чикаго. То есть релально бандитская школа. Так она говорит, что большинство детей там ХОТЯТ учиться. Но не могут - ибо не научены сосредотачиваться, аттнешен спан с комариный нос, память нетренирована.

А еще у нее - симпатичная молодая девочка, сама за школьницу сойдет, правда не за белую, а за латиносную - никаких проблем, вся стрельба и поножовщина ограничиена "своими".

[identity profile] vryadli.livejournal.com 2014-01-15 11:10 pm (UTC)(link)
Дак аж вдвое упало! То есть хватит двовольно слабенькой корелляции, чтобы объяснить весь эффект.

Page 3 of 4