scholar_vit: (knot)
scholar_vit ([personal profile] scholar_vit) wrote2013-08-17 12:44 am

Эдуард Сноуден и итоги классовой борьбы

Очень любопытная заметка Чарли Стросса. Стросс считает, что Сноуден - симптом серьёзной системной проблемы в наших шпионских конторах.

Как пишет автор, разведывательные учреждения в США были созданы в 1950-е годы и отражали культуру тех лет: будущие шпионы отбирались рано (сразу после университета), тщательно проверялись, после чего получали пожизненную работу и прямой путь к золотым часам с гравировкой, подаренным в день выхода на пенсию - ну плюс регулярные проверки, не сбился ли товарищ с этого прямого пути. Это относилось не только к шпионам: так работали все, или по крайней мере все белые воротнички. Я помню, как в давние времена IBM гордилась тем, что принципиально не проводила сокращения штатов: если компания уходила из какой-то области, она подбирала новое дело всем тем, кто в этой области работал.

Это все было и прошло. Классовая борьба капитала с работниками закончилась полной и безоговорочной победой капитала. Одной из выигранных капиталом битв в этой войне было разрушение старой культуры пожизненного найма. Как пишет Стросс, частью это было сделано в ходе войны с профсоюзами и базой левых, частью для того, чтобы "гибкий рынок труда облегчил предпринимательские инновации и корпоративную реструктуризацию" (среди этих модных словечек, замечает автор, нет "окончательного решения" - только потому, что некие нехорошие люди безнадежно испортили в свое время репутацию этому словосочетанию). Работник стал винтиком (у меня было пара записей на эту тему: 1, 2).

Эта борьба шла не только в частном секторе. Приватизация и опора на контракторов привела к аналогичной ситуации в госсекторе. Сейчас 70% разведывательного бюджета США тратится на контракторов - людей типа Сноудена. Именно контракторы проверяют работу контракторов и проводят тендеры контракторов на новые контракты.

Как пишет Стросс, проблема в том, что сегодняшние контракторы принадлежат к поколению X (1960-1980) или поколению Y (1980-2000).

Родители поколения X ожидали пожизненную работу, но за немногими исключениями, члены этого поколения никогда её не получали: они привыкли к сменам работы, увольнению в любой момент - всем последствиям уничтожения организованного труда. Поколение X - родители поколения Y. Поколение Y никогда не рассматривало работу как нечто постоянное. Поколение Y с удивлением посмотрит на вас, если вы начнете говорить про лояльность к работодателю. Старые феодальные порядки ("мы даем тебе пожизненную работу и будем заботиться о тебе, пока ты верен Организации") - это что-то, про что ворчали дедушки с бабушками, но что имеет к жизни столько же отношения, сколько божественное право королей. Корпоративный работодатель - это инопланетный разум-муравейник, который с легкостью проедется по тебе из-за лишнего доллара в квартальном отчете. Он даст тебе лаптоп и предложит сидеть за любым освободившимся столом или работать из дома, чтобы сэкономить на помещении и мебели. Он пообещает тебе постоянную работу, но будет держать тебя на почасовом контракте без гарантированных часов, пока ему это выгодно. Это мир, в котором они выросли. Это мир, который определяет их ожидания.

Для поколения X пожизненная работа в NSA, это почти невозможная мечта: это то, что про что им рассказывали родители, но что мало кто из них получил. Для поколения Y сама идея подобной работы смешна и/или невозможна.

Таким образом, разведывательные учреждения все больше имеют дело с временщиками, людьми, которые принципиально не могут быть лояльны к организации. Кстати, проверки и выдача допусков уже давно тоже отданы контракторам.

Автор завершает так:

Мы, люди, - приматы. В нас есть глубоко встроенный набор правил межличностных отношений, которых не дано нарушать безнаказанно. Одно из этих правил, существенное для племенного организма, это взаимность: лояльность предполагает лояльность (другое правило - иерархичность, подчинение боссу). Эти правила не железные и не неизменные: мы не роботы, - но наши новые работодатели-муравейники инстинктивно не выполняют их, а обезьяны и гоминиды быстро переходят к "зуб за зуб", когда они не уверены в своем статусе. Реальные или воображаемые обиды приводят к мести, а бездушные, не видящие человека организации легко могут обидеть человека, даже не заметив. Но обиженные работники, у которых отсутствует инстинктивная лояльность, потому что их культура поколениями истребляла социальные иерархии и чувство принадлежности к чему-то, гораздо легче могут задумать то, что было немыслимо раньше.

Эдуарду Сноудену 30 лет; он родился в 1983 году. Поколение Y отсчитывается с 1980-82 годов. Я думаю, что он - знамение нового времени.

P. S. Брэдли Маннингу 25 лет.

[identity profile] kukushka-kryaka.livejournal.com 2013-08-17 04:57 am (UTC)(link)
Вообще-то у Сноудена была не жизнь, а мечта - которую он вот так про+++л.
Мэннинга тоже особо никто не обижал - если бы он смог засунуть куда подальше эти страшные видео и сказать себе нечто вроде "Работа есть работа", прясяга и все такое .... (или что там еще бормотали подсудимые на Нюренберге?) - тоже служил бы себе спокойненько, а не срок мотал в одиночке.

Мне кажется, эти конкретные люди вели бы себя точно так же при любой системе.

И это дает хоть какую-то надежду ...
Короче, если бы Христос воскрес сейчас, он cливал бы грязные армейские секреты в WikiLeaks ...

[identity profile] leonid-b.livejournal.com 2013-08-17 01:42 pm (UTC)(link)
Вообще-то у Сноудена была не жизнь, а мечта - которую он вот так про+++л.

Смотря что считать жизнью и смотря о чём мечтать.

[identity profile] mikkim08.livejournal.com 2013-08-17 02:51 pm (UTC)(link)
Вообще-то у Сноудена была не жизнь, а мечта - которую он вот так про+++л.

Ну и мечты у Вас.

[identity profile] kukushka-kryaka.livejournal.com 2013-08-17 02:59 pm (UTC)(link)
Это не у меня. По общим представлениям, это не жизнь, а сказка.
Например, у одной моей очень хорошей знакомой муж работает обвинителем с подследственными в Гуантанамо, и оба вполне счастливы;):):)

[identity profile] beth4ever.livejournal.com 2013-08-17 05:04 am (UTC)(link)
Да, еще в паре мест читала, что это мол альтруистичные эгоисты из поколения Y. Ассанжа тоже вписывают в портрет, хотя он староват.

[identity profile] kouzdra.livejournal.com 2013-08-17 05:32 am (UTC)(link)
Тем не менее самый громкий скандал такого рода в NSA - 1960 год - Мартин и Митчелл сбежали в СССР и практически теми же словами разоблачали NSA :)

ext_659943: (Default)

[identity profile] kant-elz.livejournal.com 2013-08-17 07:53 am (UTC)(link)
Что это такое "эгоистичные альтруисты"?

[identity profile] nicksakva.livejournal.com 2013-08-18 09:00 am (UTC)(link)
Альтруистичный эгоист - человек, получающий эгоистическое удовольствия, вплоть до наслаждение, от помощи другим.
ext_659943: (Default)

[identity profile] kant-elz.livejournal.com 2013-08-18 01:05 pm (UTC)(link)
Вообще-то, тут противоречие на уровне определения термина. :-)
Edited 2013-08-18 13:05 (UTC)

[identity profile] boltatel.livejournal.com 2013-08-17 05:33 am (UTC)(link)
Стросс передёргивает, в лучших традициях арбата. Ссылка на идиллические прежние времена, когда приём на работу якобы был чем-то вроде оммажа - для тех, кто не знает истории. Пускай Стросс почитает про радиевых девушек (http://en.wikipedia.org/wiki/Radium_Girls) хотя бы. Далее, если IBM гордилась, что не увольняла своих работников - значит, другие фирмы увольняли. (Если в каком-то обществе один мужчина гордится тем, что ни разу не бил свою жену - значит, все остальные своих жён бьют.) Ещё его рассуждениям присуща постоянная подмена понятий (то он говорит о работниках вообще, то о белых воротничках). Наконец, Стросс указывает только верхнюю границу временного интервала (начало 1980-х), и непонятно, о каких временах он пишет.
Edited 2013-08-17 05:34 (UTC)

[identity profile] burrru.livejournal.com 2013-08-17 11:58 am (UTC)(link)
Верно!

[identity profile] kouzdra.livejournal.com 2013-08-17 05:37 am (UTC)(link)
Лояльность к организации тоже может выкидывать странные финты - поскольку она предполагает действия в интересах организации так, как они прошивались при подготовке работника, а вовсе не безогорочное подчинение правилам. И может перекрыть формальные правила, в случае если они входят в конфликт с (если точнее - то одной из составляющих лояльности как раз программирование подобной готовности и является).

В конце концов, когда Ярдли и Райт опубликовали свои мемуары о секретной службе они хоть и вызвали бешенство у своего б.начальства, но вряд ли могут быть обвинены в нелояльности (а скандал от книжки Ярдли был побольше, чем от Сноудена)

[identity profile] reader59.livejournal.com 2013-08-17 06:30 am (UTC)(link)
Да, у Стросса попутаны лояльности к отечеству и превосходительству (с).
И вообще ответ на вопрос "почему?" в данном случае нужно искать не там. 60 лет - для большинства организаций предельный возраст, по достижении которого деятельность организации в большинстве случаев начинает противоречить ее первоначальным целям.

[identity profile] arhivistka.livejournal.com 2013-08-17 07:54 am (UTC)(link)
Интересная статья, но ведь и в прежние (work-for-life) времена были conscientious defectors, разве нет?

Стросс даёт ссылку на статью BUGGER Adam'а Curtis'а, которую я читала прежде. Это тоже интересная статья и, думаю, много в ней справедливого, но всё же разведконторы эффективнее, нежели он пытается их представить. Ведь он даже сам пишет, что вся сеть советских (т.е. самых важных) шпионов в ЮК была разоблачена! Значит, не даром свой хлеб ели, при всех недостатках этих структур.

Снежное Логово Неверной Обезьяны :)

[identity profile] ab-s.livejournal.com 2013-08-17 08:54 am (UTC)(link)
Да, обезьяны - мы, с мохнатыми и жадными перстами!

[identity profile] ztatyan.livejournal.com 2013-08-17 12:32 pm (UTC)(link)
Глубоко Стросс копнул. А к какому поколению он относит Кима Филби?

[identity profile] yadued.livejournal.com 2013-08-20 05:09 pm (UTC)(link)
Филби был идейный.

[identity profile] ztatyan.livejournal.com 2013-08-21 05:39 am (UTC)(link)
Когда строишь теорию на двух случаях (Сноуден + Меннинг), один дополнительный образчик как-то так меняет картину стройную. Кроме того, ваше замечание подразумевает, что у нынешней парочки никаких идей в голове, одна погоня за чистоганом, что не вполне соответствует действительности.

[identity profile] yadued.livejournal.com 2013-08-21 02:05 pm (UTC)(link)
Во-первых, никакой "теории" в исходном сообщении хозяина журнала не излагается, а всего лишь сообщается о факторе, который мог значимо повлиять на действия Сноудена (грубо говоря, сообщается, что АНБ тридцать-сорок лет назад и АНБ нынешняя - две, что называется, большие разницы).
Во-вторых, "идейный" означает не наличие "идеи" ("идей" у каждого - не сосчитать, ценность "погони за чистоганом", это, кстати, тоже "идея"), а приверженность некой системно оформившейся идеологии (традиционному христианству, исламу, коммунизму, американской "борьбе за свободу и демократию" и т. п.), руководствуясь которой человек и живет.
А чем именно руководствовались "Сноуден + Меннинг", я, конечно, не знаю. Но о том и сообщение: человек не привязан к организации ни идеологически, ни материально (а прежде была и та, и другая связь). Поэтому может пренебречь ее интересами по массе самых разнородных причин, часто и ему самому не очень понятных. Вот и остается только запугивание наказанием, чего в случае с Меннингом особо никто и не скрывает.
Но когда остается только страх - это признак скорого конца.

[identity profile] ztatyan.livejournal.com 2013-08-21 03:38 pm (UTC)(link)
Насчет теории позволю себе с вами не согласиться. Предлагается теория о том, что разрушив пожизненный найм, капитал уничтожил соблюдение работниками обязательств, взятых ими на себя по отношению к работодателю. В качестве доказательств приводятся два примера. А считать эту теорию справедливой не могу, потому что сотни миллионов людей работают по всему миру без пожизненных контрактов на самых разных работах. Однако мне не представлено доказательств того, что они обманывают сейчас своих работодателей больше, чем они это делали раньше. Не могу с вами согласиться и насчёт человеческой природы. Люди не воруют у работодателей не только из страха перед правоохранительными органами, но и потому, что они воспитаны порядочными людьми.
В моей стране практически нет пожизненного найма. Это не мешает людям, работающим в разведке, хранить государственные тайны.

[identity profile] yadued.livejournal.com 2013-08-21 07:22 pm (UTC)(link)
Хорошо. Не стану спорить о терминах. Если Вам хочется произвольно усиливать обсуждаемое суждение, а потом отвергать его как недоказанное, Вам никто не сможет это запретить. Опять же, Вас никто не сможет заставить видеть кардинальную разницу между выполнением подрядных работ автомеханиками, сантехниками или научными работниками (по открытым постановкам задач) и выполнением шпионских и контрразведывательных подрядов.
Просто примите как факт максиму "бывших разведчиков не бывает". И поразмышляйте, какие могут быть основания под этим утверждением.
Но, конечно, проблемы американских спецслужб к принципам найма персонала не сводятся. Что-то там, как говорится, и в консерватории менять надо.
Меня, например, изумило, что сотрудник такого низкого ранга как Меннинг (он рядовой) имел, судя по всему, неограниченный доступ к неопределенно широкому кругу документов. Ведь он только передал их в Викиликс аж 700 тысяч штук самых разных типов, начиная с видеосъемок боевых армейских операций до внутренней дипломатической переписки Госдепа...

[identity profile] ztatyan.livejournal.com 2013-08-21 07:50 pm (UTC)(link)
Я вдруг сообразил, что соврал, сказав, что из нашей разведки не разглашают. Это я забыл про доблестную Анат Кам (http://www.israel7.ru/News/News.aspx/148411#.UhUXMJJkPnh). А перед ней был Маркус Клинберг. Хотя и не вполне в разведке. Так что может собственных платонов. Увы.

[identity profile] seadevil001.livejournal.com 2013-08-17 12:49 pm (UTC)(link)
Это один из факторов. Серьёзный, но вряд ли определяющий.

[identity profile] roma.livejournal.com 2013-08-17 12:57 pm (UTC)(link)
звучит убедительно, а почему это проблема? Меняются времена, и парадигмы лояльностей меняются, иначе бы все по-прежнему пеклись о божественном праве королей. А работодатель-система, к которому его служители испытывают пламенную верность, это в сущности противоестественное и страшное явление, структурная основа кровавых диктатур. Так что слава богу, что этот сценарий не реализуется!

[identity profile] leonid-b.livejournal.com 2013-08-17 01:28 pm (UTC)(link)
Мне кажется, что тут не в должной мере учитывается совершенно новое обстоятельство: что количество организаций (шире говоря - жизненных структур), которые не связаны никак с пространством, т.е., с государством в старом, классическом виде - таких организаций становится всё больше, и возможна ситуация, когда от такой организации человек зависит больше всего.
Т.е., раньше на физические границы были завязаны все законоустановления, которым подчинялся человек в своей жизни. Государственные законы действовали (и сейчас в основном действуют) только в определённом физическом пространстве.
Сейчас всё больше и больше ситуаций, когда человек в одном смысле подчиняется физическому государству, а в другом - организации, которая вообще расположена непонятно где и непонятно кем руководится и непонятно, как соотносятся принимаемые руководством решения с решения руководителей государства, в котором живёт конкретный человек.
Дело не в том, относится ли это к Ассанжу или Сноудену непосредственно. Дело в том, что они и подобные им товарищи видят такие ситуации вокруг себя, всё больше и больше.
И тогда становится непонятно, с какого типа организацией должен себя отождествлять человек. Т.е., патриотом (в широком смысле слова) должен он считать себя, не считая себя предателем и сволочью.
Собственно, я сказал очень простую и тривиальную вещь: что время национальных государств кончается.
ppk_ptichkin: (Default)

[personal profile] ppk_ptichkin 2013-08-17 02:55 pm (UTC)(link)
По-моему, вся эта тоска по пожизненному найму - из той же серии, что и тоска по обществу 50-х вообще. Это плач по тому, чего не было.

Я работал в IBM, когда они первый раз провели увольнения; я видел этих пожизненно нанятых. Я видел, как они прокакали OS/2, например. Я видел пожизненно нанятых сотрудников Детройта, я помню эти пустые глаза и разговоры про ланч до 11:30, про обед после ланча.

Это была феодальная система, и слава Богу, что она издохла.

[identity profile] tari-bird.livejournal.com 2013-08-17 07:38 pm (UTC)(link)
Занятно, большинство комментов вовсе не про то, о чем статья.
"Тихо сам с собою..." (с)

Off

[identity profile] semen-serpent-2.livejournal.com 2013-08-18 04:52 pm (UTC)(link)
Вы, кажется, коллекционируете http://svpressa.ru/society/article/72379/ ?

Re: Off

[identity profile] scholar-vit.livejournal.com 2013-08-18 06:28 pm (UTC)(link)
Эта заметка выглядит отсюда примерно как рассказ о медведях, ворующих водку из самоваров в России. То есть медведи в России есть, водка тоже есть, самоваров меньше, чем раньше - но встречаются. А вот все вместе - бред.

Действительность бывает очень страшной - см. напр. заметку знающего человека http://logofilka.livejournal.com/182691.html. Но по-другому страшной.

Re: Off

[identity profile] semen-serpent-2.livejournal.com 2013-08-19 07:21 am (UTC)(link)
Да, разумеется, но у меня создалось впечатление, будто Вы такие истории медведей коллекционируете.

[identity profile] yadued.livejournal.com 2013-08-20 06:20 pm (UTC)(link)
Очень интересное наблюдение. Спасибо.
Забавно, что в комментариях отрицают возможность хоть какой-либо привлекательности (и особенностей) пожизненного найма те, кто, скорей всего, неплохо устроен без него, никогда не имея, соответственно, никаких отношений с работодателями, кроме временных.
Автор по ссылке не учитывает, по-моему, еще одного фактора, который повышает вероятность появления новых сноуденов. Это "смерть идеологий", о которой сообщает не один из тех, кто перебрался в США.