![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
О процентной норме, евреях-либералах и немного о лытдыбре
Вот в этой
дискуссии avva писал:
Да, но, видите ли, попасть в Berkeley вместо Stanford'а - это не трагедия всей жизни, долженствующая его через десять лет погнать отстаивать вместе с неграми гражданские права, по формуле хозяина журнала. Да ещё не его одного, а большое количество таких обойдённых станфордами и принстонами и приютившихся в берклях несчастных евреев погнать. Смехотворно это выглядит слишком, объяснение такое.
Это высказывание меня удивило. И удивляло тех пор, пока я не полез на сайт этого пользователя и не узнал, что ему 29 лет. И тут все стало на свои места: родился он в 1976 году, поступал в начале 90-х. Он просто не знает, что такое процентная норма. То есть умом, конечно, знает. Но не более того. Тогда я решил рассказать о своём поступлении.
Тут надо небольшое предисловие. Мало кто из моих читателей знает меня
вне ЖЖ. Но те, кто знают, подтвердят: я человек незлопамятный. То
есть очень не злопамятный. Впрочем, это и в ЖЖ проявляется; wandering_ даже намекнул как-то, что моя незлопамятность и
готовность договориться граничат с беспринципностью. Дальше, мне
сейчас сорок лет; четверть века назад я не поступил в МГУ. Но зато
поступил в хороший университет, которой дал мне очень много. У меня
хорошая работа, приличный индекс цитируемости. Я не готов писать
чёрной икрой по красной: "Жизнь удалась" - мне всего сорок лет! - но
трагедии жизни из моего непоступления в МГУ, как не попишешь, сделать
нельзя. Тем не менее я до мелочей помню своё непоступление.
Так получилось, что мне захотели поставить двойку по устной физике. Почему именно по физике, я знаю, но это долгая история, и рассказывать я её не буду. Я потом нашёл задачки, которые мне давали: они были в сборнике задач международных олимпиад, который вышел как раз перед моим экзаменом, и задач я оттуда ещё не знал. На олимпиаде на пять задач даётся четыре часа. Эти сволочи не давали мне и двадцати минут на задачу; они сыпались одна за другой часа два подряд. Но я не зря побеждал в куче олимпиад и конкурсов "Кванта"; к тому же я был на таком адреналине, которого ни на какой олимпиаде не бывает. Я решал их одну за другой, а они сыпали и сыпали. Как они клевали меня, два взрослых подонка - меня, семнадцатилетнего мальчишку, совсем ещё ребёнка! Как подло и мерзко пытались поймать на ошибке - и как я держал удар! В конце концов они переглянулись и сказали: "Идите. Тройка". "За что! - заорал я. - Я ВСЕ задачи решил" "Неуверенно решали, а в четвёртой задаче не нарисовали асимптоту для уходящего в бесконечность изображения. Идите, кому сказано!"
Я помню своё ощущение бессилия и беспомощности. Я помню, как у меня впервые в жизни защемило сердце - до этого я даже не знал, что такое бывает. Я помню, как вернулся в общежитие, и мой сосед показал мне задачки, которые давали ему. Когда я отщёлкал эти задачки за минуту (я всё ещё был на адреналине), он с уважением посмотрел на меня и сказал: "Я пять получил, а ты?" "А я тройку", - сказал я и широко улыбнулся. Я был одесский мальчишка, я знал, что когда хочется плакать, надо улыбаться.
А до поступления мне не хватило пол-очка. Им очень надо было поставить мне двойку.
Прошло четверть века. Я, наверное, простил этих двух экзаменаторов - хотя я до сих пор помню их фамилии в экзаменационной ведомости. Но я никогда не забуду этой истории и того, как меня впервые всерьёз ткнули в несправедливость. И если завтра китайцы соберутся протестовать против дискриминации в Стэнфорде - то хоть Гекуба мне не мать и не сестра, а больше китайцев значит меньше евреев, - я пойду помогать.
Я не знаю, как именно соблюдали процентную норму против евреев в США. Готов допустить, что не так красочно, как в СССР. Готов допустить, что далеко не все американские евреи запомнили, как их дискриминировали. Но всех тут и не надо: тут как раз хватит и очень немногих.
В заключение я хотел бы сказать о том, что делает еврея евреем. Для
меня и людей моего поколения из СССР в наше еврейство входил и опыт
дискриминации. Мы помним ощущения человека второго сорта. У
поколения avva этого опыта нет. Они просто не понимают, что
это такое. Поэтому вещи, очевидные для многих из нас: вроде того, что
мы никогда не станем белыми людьми, - для них неочевидны. Я вовсе не
хочу сказать, что все "правые евреи", о которых я написал вот
тут - молодёжь. Или что вся молодёжь такова. Тут всё сложнее и
переплетённее. Бывает, что человек, не видевший дискриминации сам, знает о ней из
рассказов родителей и дедов. И наоборот, человек, испытавший
дискриминацию, может потом рассуждать как армейский "дедушка": раньше
я зубной щёткой унитаз чистил, а теперь твоя очередь. Но вот лично для меня и некоторых моих либеральных
друзей-евреев наш либерализм именно оттуда. Из пыльной аудитории МГУ,
где два подонка измывались над еврейским мальчиком.
no subject
И тем не менее, я вижу, что avva и cema во многом правы больше, чем вы. К Анатолию я бы вообще не советовал относиться снисходительно - по обширности знаний и способности их перерабатывать он обгоняет многих стариков вроде нас с вами.
То есть история дискриминации евреев в США была более неоднозначной, чем это получается у вас. Я вот планирую отсканировать и выложить статью про место евреев в американском бизнесе конца девятнадцатого - начала двадцатого веков, очень интересно, и тоже не однозначно.
Собственно, вся история США может быть показана как история подъема изначально дискриминируемых общин - сект, национальных групп и т.д., от мормонов и католиков до евреев и китайцев. Уникальность этой истории не в фактах дискриминации, они в то время были везде, и антисемитизм до войны, до холокоста, был явлением гораздо более "нормальным" и обыденным, чем это представляется сейчас - уникальность именно в фактах "апгрейдинга" одной группы за другой. Лично для меня лучшая книга на эту тему - Д.Фурман, "Религия и социальные конфликты в США" (1986), я ее всем советую, кто хочет понять внутренние механизмы американской истории.
Все эти процессы очень легко упростить, свести к прямым линиям и тем самым полностью исказить. Скажем, с одной стороны еще практически в середине XX века в ряде университетов для евреев были процентные нормы - но с другой, еще в 1910 году США денонсировали торговый договор с Россией в знак протеста против официальной русской политики по отношению к евреям (т.н. "паспортный вопрос"). С третьей стороны - почему-то несмотря на всю дискриминацию представители дискриминируемых групп валом валили в США, да и сейчас продолжают валить.
На этом фоне действительно уникальным явлением оказывается как раз история негритянской дискриминации, то есть того, как неграм не удался процесс джентрификации, через который прошли католики и мормоны, евреи и китайцы. Почему так получилось, какую роль сыграли государственная политика и идеология, был ли этот процесс невозможен или был искусственно прерван - вопрос сложный и нетривиальный.
Замечу в заключение, что административная борьба с частной дискриминацией обычно превращается в административную дискриминацию противоположного рода. Именно это, как я подозреваю, и приводит русско-еврейских эмигрантов в ряды республиканцев. Слишком они, советские евреи, чувствительны к административной дискриминации и готовы с гораздо большей легкостью и спокойствием перенести дискриминацию частную.
no subject
И опять же, это Ваш личный опыт. Ваш опыт, мой опыт -- на самом деле у нас очень мало есть, кроме него.
no subject
no subject
no subject
Гы.
Спасибо,успокоили
Еще бы неплохо получить "либеральное" объяснение расизма израильских "русских":)
no subject
Агрессия как реакция на фрустрацию в "простом" мире
Когда человек не знает, как ему следует себя вести, он очень часто выдает как ответную реакцию агрессию - то есть попросту хочет, чтобы раздражающий фактор исчез, "растворился", и тем самым проблема как бы "снялась". "На нет и суда нет". Сюда же накладывается опять советская привычка к ПРОСТЫМ решениям - поскольку в социальной практике "совка" отсутствовал опыт ОБЩЕСТВЕННОГО решения непростых проблем, нет практики согласования интересов. В СССР всегда была одна монопольная сила - сила государства (она же - сила правящей партии), которая, по мнению "совка", и призвана решать все проблемы.
no subject
Нет! В знак протеста против лишения АМЕРИКАНЦЕВ иудейского вероисповедания прав, предоставленных по консульским соглашениям. Что русские дикари делают со своими евреями - мало кого в США интересовало.
no subject
no subject
Понимаете, это такая психология. Здесь вот этот человек -- еврей, негр, мексиканец. Мы его, может, и сами прижмём. Но когда он за границей -- он американец.. И мы не позволим всяким там русским и прочим шведам относиться к нему без должного уважения.
no subject
no subject
А это как? И почему это непонятное явление толкает бывших совграждан в республиканцы? Не могли бы Вы немного более подробно рассказать.
no subject
no subject
no subject
Вам не кажется, что негры -- более легкая мишень для дискриминации, нежели мормоны, католики и евреи? (Оставим пока китайцев.) Просто потому, что у негра "на лице написано" -- и негр ничего не может с этим поделать, не может стать белым; тогда как мормона, католика и еврея вовсе не всегда просто идентифицировать, и уж во всяком случае далеко не у всех "на лице написано". Еврей, например, просто поменял фамилию Рабинович на "миллер", к примеру, -- и все, не подкопаешься, особенно если в его образе жизни ничего специфически "еврейского" нет. Негру так не вывернуться.