scholar_vit: (Default)
scholar_vit ([personal profile] scholar_vit) wrote2010-10-26 12:34 pm

Аристофан и Сократ

Предисловие Л. Сумм к сборнику комедий Аристофана (Аристофан, Лягушки. пер. С. Апта, Адр. Пиотровского, вступ. ст. Л. Сумм, комм. В. Ярхо, М.: Эксмо, 2007) написано разухабисто и небрежно. Типичная фраза: "Смазанное салом сальных шуток проскочит и все остальное", причем из контекста остается не вполне понятным, что именно и куда "проскочит". Тем не менее его чтение было для меня не совсем бесполезным: автор напомнила об одном интересном факте, который я, так сказать, знал, но не осознавал. Как сказал бы Шерлок Холмс, смотрел - но не видел. Разумеется, я потом полез в Интернет и справочники, и обнаружил, что об этом факте кто только не говорил - это общее место. Но меня на него натолкнуло именно предисловие Сумм.

Я отнюдь не специалист в данной области, и дальнейшее - просто ленивые размышления, ни на что особенное не претендующие.

Итак, Аристофан долго и с удовольствием издевался над Сократом. Начиная с ранних "Облаков", которые полностью посвящены насмешкам над философом, Аристофан не раз выводил карикатурного Сократа на сцене. Причем обвинения, выдвинутые в "Облаках", совпадают с теми, из-за которых Сократа через много лет приговорят к казни: развращение юношества и богохульство. В Платоновской "Апологии" Сократ говорит, что ему трудно защищаться, так как афиняне с детства слышали слова его противников в аристофановских комедиях.

Издевался Аристофан и над массой других людей, включая трагического поэта Агафона.

А теперь вспомним сюжет "Пира" Платона. В доме Агафона отмечают успех его новой трагедии. Среди гостей - Аристофан, Сократ и другие. Чтобы развлечься на пиру, гости по очереди говорят о любви.

Разумеется, диалоги Платона не документальны. Тот же "Пир" написан через полтора десятилетия после смерти Сократа. Более того, во вступлении подчеркивается, что изложение идет в тройном пересказе: на пиру присутствовал "маленький босоногий Аристодем", который рассказал о нем Аполлодору, и уже сам Аполлодор пересказывает его Главкону. Тем не менее афиняне героев помнили. Если бы в привычках Сократа или Агафона было при встрече с Аристофаном плевать ему в бороду, Платон бы вряд ли изобразил их лежащими рядом на вечеринке.

Так каковы были отношения этих людей на самом деле? И что означало "попасть в комедию Аристофана"? Может быть, это следует истолковывать, как карикатуру в "Панче" в рассказе Марка Твена о банковском билете в миллион фунтов стерлингов?

Ещё несколько деталей. Каким именно предстает Аристофан в диалоге любящего ученика Сократа? У Аристофана похмелье, его мучает икота. Это, конечно, можно воспринимать как своеобразную месть за "Облака" - но изображение тут совсем не злое, скорее похожее на дружеское подшучивание. Интересно, какие отношения были у Платона и Аристофана?

Далее, что именно говорит Аристофан на пиру? Аристофан рассказывает, что в золотой век люди были цельными, с четырьмя ногами и четырьмя руками, парой голов и гениталий. Испугавшись их могущества, Зевс разрубил их пополам - и с тех пор люди ищут свою недостающую половинку. А когда им кажется, что они её нашли - возникает любовь.

Некоторые исследователи полагают, что его речь была пародией, насмешкой Платона то ли над Аристофаном то ли над поэтами-мифографами. Однако изложенный миф чересчур хорош, чтобы быть просто шуткой. Одно из доказательств силы этого эпизода - то, что он прочно вошел в культуру (фраза "моя половина" есть, кажется, почти во всех языках).

Сократ возражает Аристофану, замечая, что люди ищут в любви не цельность, а благо. Аристофан отвечает, но его ответ прерывает зашедшая в дом пьяная компания. Осталось неизвестным, что сказал Аристофан - возможно, что цельность и есть благо.

Нельзя не заметить и ещё одного обстоятельства. "Пир" упорно занимается теми же темами, которые поднимались Аристофаном и обвинителями на процессе Сократа: совращение молодежи и богохульство. В диалоге много обсуждаются отношения Сократа с юношами. Как обо всем известном факте сообщается о том, что он ищет компании красивых мальчиков и ведет с ними продолжительные разговоры. Сам Сократ объясняет "пирамиду" устремлений человека: от любви к красивому телу до любви к красивой душе - и далее до любви к благу как таковому. Любопытно, что "Пир" прилагает усилия к тому, чтобы подчеркнуть отсутствие чисто "физического" элемента в любви Сократа к мальчикам: знаменитый рассказ Алквиада о том, как он пытался соблазнить философа, проведя с ним ночь под одним плащом - но остался "таким же, как если бы ночевал со своим отцом или старшим братом". Далее, слова Сократа об Эроте вполне можно истолковать как богохульство: он доказывает, что Эрот вовсе не бог, а скорее "гений", "даймон". Сократовский Эрот немолод, некрасив - и подозрительно похож на самого Сократа.

Возможно, ключ к диалогу - заключительная сцена. Гости уснули или разошлись. Не спят Аристофан, Агафон и Сократ - и только что проснувшийся Аристодем. Аристодем видит, как первые трое пьют из общей чаши по кругу, ведя беседу, которую Аристодем не запомнил. Суть её состояла в том, что "Сократ вынудил их признать, что один и тот же человек должен уметь сочинить и комедию, и трагедию, и что искусный трагический поэт является также и поэтом комическим". Оба собеседника Сократа соглашаются с ним уже в полусне. Когда же они совсем засыпают, Сократ оставляет их и уходит в Ликей.

[identity profile] cartesius.livejournal.com 2010-10-26 04:59 pm (UTC)(link)
//Тем не менее его чтение было для меня не совсем бесполезным: автор напомнила об одном интересном факте, который я, так сказать, знал, но не осознавал.

Какой же именно "факт" имеется в виду?

[identity profile] agasfer.livejournal.com 2010-10-26 05:11 pm (UTC)(link)
+1!

[identity profile] malpa.livejournal.com 2010-10-26 05:16 pm (UTC)(link)
Я, будучи человеком мало искушенным в античной литературе, тем не менее, поняла:
Начиная с ранних "Облаков", которые полностью посвящены насмешкам над философом, Аристофан не раз выводил карикатурного Сократа на сцене.

[identity profile] scholar-vit.livejournal.com 2010-10-26 05:19 pm (UTC)(link)
Ну, я не раз читал до того и "Облака", и "Пир" - но как-то не осознавал того факта, что Аристофан, жестоко высмеивающий Сократа и Аристофан, мирно с ним выпивающий - один и тот же человек.

[identity profile] malpa.livejournal.com 2010-10-26 05:22 pm (UTC)(link)
Да я поняла.

[identity profile] efimpp.livejournal.com 2010-10-26 05:32 pm (UTC)(link)
мучительно думал - где же я это встречал совсем недавно?
и понял: в растасканном на цитаты вопросы "Гении Места" Вайля.

[identity profile] agasfer.livejournal.com 2010-10-26 05:37 pm (UTC)(link)
Вроде Джона Стюарата.

[identity profile] cartesius.livejournal.com 2010-10-26 05:39 pm (UTC)(link)
Понятно. Интересно выпивал ли Достоевский с Тургеневым?

[identity profile] Станислав Збарасский (from livejournal.com) 2010-10-26 05:39 pm (UTC)(link)
Очень интересная заметка. Надо перечитать.

[identity profile] efimpp.livejournal.com 2010-10-26 06:10 pm (UTC)(link)
наверняка :-)
а вот с Толстым, по слухам, ни разу

[identity profile] mtyukanov.livejournal.com 2010-10-26 06:23 pm (UTC)(link)
В. Алексеев в предисловии к своему переводу "Облаков" подробно разбирает эту тему.

Дело в том, что Сократ "Облаков" -- не вполне Сократ. Там нет множества комических особенностей, которыми Аристофан мог бы воспользоваться, большинство идей реального Сократа у Аристофана не отражены, в то же время ему приписаны другие, свойственные, в частности, Протагору и Диогену Аполлонийскому. Но афиняне, прекрасно знавшие настоящего Сократа, тем не менее комедию приняли. И сам Сократ на представлении смеялся вместе с учениками. Крайне непохожий на Сократа персонаж Облаков оказался принят потому, что он был похож на собирательный образ софиста того времени.

По Алексееву, претензии Аристофана к Сократу -- идеологические. Аристофан обвиняет Сократа в том, что тот попустил появление учеников типа Алкивиада или Протагора, разрушающих афинских полис. И Сократ Облаков, в отличие от реального Сократа -- та "идея Сократа", (Сократ для Аристофана... -- понятие родовое) которая влечет за собой эти отрицательные последствия. Такая претензия -- серьезная, но это повод для уважительного обсуждения, а не ругани, поэтому Сократ и не в обиде. Платону же аристократическо-объединительная идеология Аристофана и вовсе близка, так что в Пире Аристофан выведен очень уважительно.

[identity profile] scholar-vit.livejournal.com 2010-10-26 07:43 pm (UTC)(link)
Это интересное, но, на мой взгляд, не очень убедительное объяснение.

Хотя бы потому, что противоречит "Апологии": Меня многие обвиняли перед вами и раньше, много уже лет, и все-таки ничего истинного они не сказали; их-то я опасаюсь больше, чем Анита с его сообщниками, хотя и эти тоже страшны. Но те страшнее, афиняне! Они восстанавливали против меня очень многих из вас, когда вы были еще детьми, и внушали вам против меня обвинение, в котором не было ни слова правды: будто бы есть некто Сократ, человек мудрый, который испытует и исследует все, что над землею, и все, что под землею, и выдает ложь за правду. Вот эти-то люди, афиняне, пустившие такую молву, - самые страшные мои обвинители, потому что слушающие их думают, будто тот, кто исследует подобные вещи, и богов не признает. Кроме того, обвинителей этих много, и обвиняют они уже давно, да и говорили они с вами тогда, когда по возрасту вы всему могли поверить, ибо некоторые из вас были еще детьми или подростками. Да и обвиняли они заочно: оправдываться было некому. Но всего нелепее то, что и по имени-то их никак не узнаешь и не назовешь, разве вот только случится какой-нибудь среди них сочинитель комедий. Тут явно утверждается, что обвинения касались "реального Сократа".

[identity profile] blumba.livejournal.com 2011-05-07 04:33 pm (UTC)(link)
О, я рад, что кто-то еще читал Аристофана )). Я слышал много положительных отзывов о творчестве этого античного комедиографа. Обычно в античной литературе я нахожу мало интересного для себя, но Комедии Аристофана - http://www.rekomenda.ru/shop/all/aristofan_komedii_fragmenty/ (отзывы, более подробно об авторе и книге) меня приятно удивили. Произведения читаются очень легко и в общем-то даже смешные )). Жаль, что до нашего времени дошли лишь некоторые его комедии (11 из 44).